Перископ из глубин Тихого океана (periskop) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop

Category:
  • Mood:
  • Music:

Янтарно-Висленский вояж: ч.12, Восьмая сталинская сестра

В мире есть всего девять сталинских высоток. "Семь сестёр" хороводом в Москве, одна в Риге и одна - за пределами СССР, в Варшаве. Условно к этой группе можно ещё отнести обрубленную Хрущёвым гостиницу в Киеве, а также "горизонтальную" сталинку в Бухаресте. Однако, если в Риге сооружена "малышка" в 107 м, то варшавская - мощная и полноразмерная, масштаба МГУ (237 м со шпилем против 240 м). Кроме того, варшавская была построена раньше рижской, поэтому её можно считать восьмой, а латвийскую - девятой. Два года (1955-1957) варшавская высотка была самым высоким зданием в Европе, за пределами СССР. Но даже и сейчас она входит в десятку наивысших европейских зданий, опять же, считая вне пределов России.
Ниже - рассказ про это это интереснейшее архитектурное сооружение, Дворец Культуры и Науки (Pałac Kultury i Nauki, или сокращённо PKiN)*
*разумные и содержательные уточнения приветствуются

Warszawa. Pałac Kultury i Nauki


2. Вот такой я впервые увидел варшавскую высотку вблизи, выйдя со станции пригородной ж/д. Раньше я её видел только с поезда, проезжая транзитом, и сильно издалека.


3. Рядом с высоткой расположена станция метро Centrum. Название говорит за себя само - это действительно самый центр города, пересечение Маршалковской и Иерусалимских Аллей. Раньше на этом месте, где метро и сквер за ним, стоял Венский вокзал (1845-1932).


4. "Центральность" этого места символизирует и массивная 4-гранная стела с указателями направлений во все стороны света.


5. Таким Дворец предстаёт с ул. Маршалковской, т.е. с востока. Сейчас пока эти фасады доступны обозрению и имеют перед собой открытое пространство, но в течение ближайших 5-7 лет ситуация может измениться. Впрочем, об этом ниже.


Сам Дворец построен как подарок СССР братской Польше (возведён полностью на советские деньги и советскими строителями, автор проекта - Лев Руднев) и сдан в эксплуатацию в 1955 году. Первоначально он носил имя И.В. Сталина - который был автором идеи и принял принципиальное решение о возведении, однако после местной десталинизации осенью 1956-го его имя было снято.
Основные сведения и размерения здания можно посмотреть тут.

6. Вид на высотку со стороны Центрального вокзала.
С этого ракурса видна самая большая его пристройка - Зал Конгрессов, самый большой в Польше (2800 мест).


Поскольку на вокзале я был многократно, и снимал в разные времена, давайте посмотрим, как меняется Дворец от дня к ночи и какое у него вечернее освещение.

7. На закате.


8. В начале "режимного" времени (наступление сумерек).


9. В тёмное время суток. Обратите внимание, что освещается он очень нестандартно по нашим меркам - сиреневым светом, который ночью переходит в фиолетовый оттенок. Схема освещения очень стильна и производит большое впечатление. Я несколько раз наблюдал вечером, с вокзальной лестницы, как туристы косяками выходят и снимают Дворец кто на что горазд, от зеркалок до айфонов.


10. Зал конгрессов поближе (построен как часть Дворца с западной стороны).


11. Давайте посмотрим другие пристройки Дворца. Он очень многофункциональный, и - как ни странно - до сих пор выполняет свою изначальную функцию Дворца именно науки (просвещения) и именно культуры. Вот тут (северо-восток) - находится театр.


12. Театральная пристройка и массивный фонарь.


13. Юго-восток - кинотеатр.


14. Юго-запад - технический музей (северо-запад я почему-то не снял, хотя обошёл Дворец кругом).


15. Корабельный винт у подножия технического музея.


16. Вид на Дворец со стороны технического музея.


17. Верхняя часть высотки. Как видите, на ней, в отличие от наших высоток, есть часы. Изначально их не было тут - они появились в промежутке между 1995 и 1999 г., став на короткое время самыми высокими башенными часами в мире, а сейчас занимая второе место после часов токийского NTT DoCoMo Yoyogi.


18. Часовой пояс высотки поближе. На часах - золочёная эмблема города Варшава.


Нельзя не сказать и ещё об одном важном свойстве этого здания: оно порождает наиболее ожесточённые споры в Польше, по поводу "снести или оставить". Период неопределённости его судьбы длился целых 17 лет (1990-2007), с момента ухода Ярузельского и до 2 февраля 2007 года, когда после эпической битвы "националистов" и "рационалистов" (с небольшим перевесом вторых) он был официально внесён в список охраняемых памятников архитектуры.

Честно вам скажу, когда я на 4-й день в Варшаве стал читать справку об этой эпопее, то реально охренел от накала битвы. Она нисколько не уступала нашим, отечественным, спорам о Сталине, пакте или варёной колбасе. Консерваторы-националисты проклинали это здание как символ "советского порабощения Речи Посполитой и унижения польского народа" и требовали его полностью снести, а рационалисты с не меньшей пеной у рта отстаивали его уникальность для Польши:

"Это - выдающийся пример архитектуры социалистического реализма. Даже в бывшем СССР трудно найти столь высококачественные объекты. Внутри его находятся работы польских художников; роспись стен и мебель создана Д. Богуславским, там же находятся керамика, люстры и бра польских металлургических предприятий".

"Нравится нам это или нет, это - пространственная доминанта города, присутствующая на открытках, фотографиях, фильмах и телепрограммах. К сожалению, надо признать, что мы не можем сейчас сделать ничего сравнимого с этим сооружением. Это дворец грандиозного масштаба, и таких объектов в мире единицы. Сейчас уже не воспроизвести детали его отделки на таком высоком уровне, как это было сделано. Это символ истории, и он должен быть защищён, даже если это связано с Советами".

Решение 2.2.2007 вызвало злобный вой и возмущение консерваторов, которые не могут с этим смириться и спустя пять лет:

Поляки должны были разрушить Дворец Культуры в Варшаве, как германцы разрушили Берлинскую стену. Об этом заявил министр иностранных дел Польши Радослав Сикорски. «Сравняем символ сталинизма с землей и построим на его месте парк в центре столицы», - призвал Сикорски.
По его мнению, Польше, 20 лет назад, после победы над коммунизмом не хватило «момента катарсиса», - заявил глава МИД, добавив, что тогда нужно было разрушить Дворец культуры. В интервью Radiо ZET он заявил, что это здание неэкологическое, расходует слишком много энергии, вскоре будет требовать капитального ремонта. По словам министра, поляки встанут перед выбором - ремонтировать его, инвестировать сотни миллионов злотых или построить на его месте парк, куда варшавяне могли ходить на пикники.


Вот ещё точка зрения, от vilnews:

Одни PKiN ненавидят, другие им восхищаются - но все согласны, что без него Варшава будет уже не та...
Он стоит в самом центре столицы, и город расступается, но не впускает его в себя, и шарахается, как шарахаются от него иностранцы, приезжающие в Варшаву. Это то, что "мы" дали "им". PKiN всегда воспринимался "нами" как свой - чего нельзя сказать о "них". Для поляков это прежде всего символ коммунистического порабощения, надгробный камень на мечте о независимости, за которую было заплачено так дорого, да указание на то, что русские никогда не отказываются от своих имперских амбиций...
Его не раз хотели взорвать (и даже сделали это, правда на экране, в развесёлой комедии о годах военного положения "Вас подслушивают", а потом еще раз чуть было не взорвали в третьей части сериала "Экстрадиция" - о борьбе бесстрашного польского комиссара Хальского с - российской, естественно - мафией, но потом вдруг оказалось, что окрестные дома "могут не выдержать" - и памятник "мрачной эпохе" сталинизма (к тому же, оцененный риэлторами в $900 млн) остался стоять.


* * *
Скажу своё мнение о месте здания в пространственной ткани Варшавы.
Я посмотрел его с шести из восьми основных румбов на отдалении от него, в том числе и с пражского берега Вислы, и могу сказать, что полностью согласен с определением тамошних консерваторов - "космическая ось, которая проходит через самое сердце столицы". Да, это действительно абсолютная доминанта столицы и её смысловая ось - его видно отовсюду и везде обеспечивается полная и мгновенная узнаваемость.

И в этом смысле надо признать, да, что Сталину удалось сделать то, с чем не справились русские цари. Если монументальный Александро-Невский собор, который задавал доминанту центра до революции, поляки разрушили "в момент катарсиса" в 1921-23 гг., когда у них был пассионарный Пилсудский; то "восьмую сестру" взять нахрапом таким образом не удалось. Высотка выглядит не по-польски, и сразу вызывает понятные ассоциации, при всей её совершенной красоте. А именно - в центре западно-славянской цивилизации утверждён грандиозный символ цивилизации восточно-славянской, советского её подвида. Именно на это упирают консерваторы-враги здания, и я их злобу понимаю.
Это действительно яркий символ СССР, который по многим причинам оказалось невозможным уничтожить. И вот он всё время вызывает попоболь правоверных националистов. И будет её вызывать ещё лет 40, пока окончательно не уйдёт на тот свет поколение "Солидарности" и ровесников Валенсы.

19. В послевоенной социалистической Варшаве Дворец был доминантой единственной (фото времён ПНР).


20. Но и сейчас он резко выделяется среди других высотных доминант. Вид почти от начала Иерусалимских Аллей (с востока).


21. С запада, от бывшей товарной станции Варшава-Венская-Товарная (затем заброшенная Варшава-Главная).


22. Поскольку "космическую ось Варшавы и символ порабощения" нахрапом взять не удалось, то власти польской столицы после 2007 г. взяли курс на "окружение" её современными небоскрёбами, дабы снизить пространственное влияние Дворца.


23. Или вот, тоже хороший пример.


24. Есть даже проект, который предусматривает полное подавление величественных панорам Дворца и застройку открытых пространств, его окружающих, параллелепипедами и башнями. Насколько он сейчас актуален, не знаю (прислал vilnews):


25. Вид с востока, в тылу "новые" башни.


26. Однако в общедоступном, "попсовом" культурном пространстве Дворец прочно утвердился как привычный варшавский символ. Об этом хорошо говорит, к примеру, рынок магнитиков-сувениров, который не регулируется никакими институтами национальной памяти:


27. Вот ещё. Символика Дворца адаптирована и на детей, и на спортфанов; он привычная и любимая часть городского пространства.


28. В завершение рассказа - небольшая прогулка по внешним деталям, с восточной стороны.


29. Главный вход.


30. Он же, с диагонального ракурса. Тут особенно хорошо подчёркивается колоннада.


31. Вокруг здания - скульптуры учёных и деятелей культуры. В соответствии с названием здания.


32. Обратите внимание: под новой вывеской здания виднеется и старая, высеченная в камне.


33. Идём вдоль фасада на север.


34. Целый выводок сирен, поставленный тут к Евро-2012.


35. Когда ходишь долго, через некоторое время начинается казаться, ассоциативно, что-то от Римской империи.


36. Уже и отбитые носы у скульптур есть, и вообще "старость и заслуженность".


37. В нишах - скульптуры, символизирующие разные направления искусства.


38. Памятная доска о Варшавском гетто.


39. Окна в стиле ар-деко.


40. Фонари.


41. Колонны.


42. Ладно... посмотрим ещё раз наверх, прежде чем войти внутрь.
Здание настолько насыщено деталями, что я вам не рассказал и тридцатой доли того, что можно показать.


43. ...и вот в эту дверь войдём.


Наш путь - на XXX этаж, где расположена высотная смотровая площадка.
Посмотрим город с высоты и Дворец изнутри.

Продолжение следует.


Янтарно-Висленский вояж:
1. Общий обзор
2. Парадный Белосток
3. Непарадный Белосток
4. Белостокский военный музей
5. Костёл св. Роха
6. Белостокский вокзал и станция
7. По Петербурго-Варшавской магистрали
8. Варшава-Центральная: невезучее место
9. Триада варшавских вокзалов
10. Затерянный мир Варшавы-Главной
11. Гданьский мост и невеста
12. Восьмая сталинская сестра
13. PKiN изнутри, Варшава сверху
14. Воинское кладбище Повонзки
15. Район Прага: на месте Петербургского вокзала
Tags: Варшава, Польша, Советский Союз, Янтарно-Висленский вояж, архитектура, соц-арт
Subscribe
promo periskop april 5, 2018 11:03 62
Buy for 250 tokens
Постоянные читатели блога обратили недавно внимание на то, что здесь стали редко появляться большие фотопосты с рассказами. Это совершенно так - потому что я с начала года вовлечен в сложный, но интересный проект. А именно, создаю путеводитель по Транссибу, книжного формата. Это тесно увязано и с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 213 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →