Перископ из глубин Тихого океана (periskop) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop

Category:

Ворота в Арктику-II. От окрестностей Беломорканала до Кандалакши

Продолжаем следовать полярной магистралью от Питера на север. Начало пути - здесь.
В этой части - путь от прионежских лесов и краёв Беломорканала до Кандалакши, с подходом к Белому морю и пересечением Северного Полярного круга. Три видео, более тридцати фото. Меньше никак не вышло.

Вокзал г. Кандалакши, центральный фасад


1. День обещал быть снова солнечным и тёплым, однако рано утром поезд некоторое время шёл в полосе низового, стелющегося подле земли тумана. Открыв окно, я понял - днём будет жарко, потому что врывающийся в вагон воздух уже был тёплым (район Идели).


Видео 1. Поезд в утреннем тумане.


2. Карелия - озёрный край с тысячами водных блюдец разных форм. Они попадаются с обоих сторон трассы постоянно.


3. Однако, с утра сам Бог велел не только перекусить, но и испить свежего заварного чаю. Чай в поезде - первое дело, и пренебрегать им никак нельзя. Он приводит в порядок мысли, отбрасывает в сторону ненужные, поднимает общий тонус и сообщает дню оптимистический настрой. Поездной чай правильно пить из стакана в подстаканнике, а не из всяких разнокалиберных кружек и уж тем более не из разовой посуды, что является полным железнодорожным извращением.


4. Что интересно, в полярном экспрессе подстаканники - с пальмами и картинками из жарких стран. Глядяд на это, я подумал, что вот если бы англичане успели проложить трассу от Каира до Кейптауна, то там надо было бы завести подстаканники со снежинками и белыми медведями.


5. А что у нас сразу после чая? После чая у нас в программе - рукотворные кусочки Беломорканала, которые железная дорога пересекает мостами. Это значит, близко город Беломорск, где канал заканчивается.


6. А вот и станция Беломорск. Туман полностью рассеялся - уже восемь утра, и на эти северные края смело наступает яркое солнце.


7. Вокзал тут, по обыкновению, невзрачный и архитектурно уныленький.


8. Местные ждут пригородного поезда.


9. Стоянка в Беломорске совсем небольшая - пять минут, так что пассажиры на прогулку не выходят и поезд движется дальше на север.


10. В девять утра - станция Кемь. Это до сего момента самая северная моя точка проникновения по этой магистрали, пять лет назад через Кемь и Рабочеостровск я ездил на Соловки. В Кеми стоянка 15 минут, так что погуляем.


11. Мужик на перроне с вывеской "Причал" как раз и вербует пассажиров доехать до Рабочеостровска, где на Соловки ходят мелкие суда. Вокзал же в Кеми настолько унылый, что я не стал его снимать целиком. Торговля тут довольно активная, хотя и не такая всепроникающе-массовая, как в Свири (см. часть 1).


12. Питерское влияние простирается и тут, в 840 км севернее: в Кеми совершенно правильно пишут "Кура", а не "Куры" и уж тем более не "Курица" (что есть южное отклонение московского диалекта русского языка).


13. В недрах вокзала Кеми, ячейки камеры хранения.


14. К северу от станции возвышается монументальная водонапорная башня времен Френкеля, Менжинского и Д.С.Лихачёва.


15. Постройка эпохи СЛОНа (с этой станции шло текущее обслуживание лагеря и его снабжение).


16. Продолжаем далее путь к Полярному кругу. Солнце уже жарит совсем неплохо, почти что под тридцать, воздух неприлично тёплый.


17. Станция Лоухи, где когда-то продавались чудесные пирожки с брусникой, которые благодарные пассажиры прежних эпох ещё помнят. Сейчас всё изменилось: после перевода всей полярной магистрали на переменку изменились места смены локомотивов, тяговые плечи удлинились, и - как и на Транссибе - многие станции утеряли своё значение базовых, стоянки сократились и торговля захирела.


18. После Лоухов пришла торжествующая проводница и сказала нам: "Ну, я сейчас вас покормлю-у-у!". Мы насторожились. И действтельно, минут через семь принесли пенопластовые конверты с отделениями, где был горячий обед. Должен сказать, что к нынешнему питанию от РЖД я отношусь скептически - порция небольшая, обед совсем уж немудрящий и как будто вымученный. 20-25 лет назад в дальних поездах, помню, разносили (точней, развозили) из вагона-ресторана по всему составу обед из трёх блюд, в алюминиевых кругло-цилиндрических судках, который тогда был раза в два больше - и первое, и второе, и салат. Вот тот был сытным, да. А это - так, птичко покапала.


19. Что у нас в программе сразу после обеда? После обеда у нас в программе пересечение Северного Полярного круга. Я вытащил из рюкзака спящий GPS, бросил в него берёзовых дровишек, растопил показания и стал наблюдать за магической сменой цифирок. За 9 км до Круга прибыли на одноимённую станцию. Она была весьма депрессивной и с живописными руинами.


20. Руины и бараки на станции Полярный Круг.


Видео 2. Прибытие на станцию Полярный Круг.


21. Если вы мне не верите, то прочитайте название станции на сараюшке самолично :-)


22. После отбытия со станции Полярный Круг я положил GPS рядом и стал наблюдать за показаниями, включив одновременно средства фотофиксации окрестностей. Мне было очень интересно, как же отмечен Северный Полярный круг на местности. В Финляндии я его видел, в Норвегии тоже, а вот как в России у железной дороги? Занял место с западной стороны, где проходил второй путь, рассудив, что на трассе много кривых, и если памятник (знак) с восточной стороны, то есть некоторая вероятность его увидеть и там. Однако цифирки прыгали, достигнув магического значения, но никакого знака не наблюдалось. И когда мы пересекли широту полярного круга, я сделал этот снимок. Ладно, пусть будет без знака, но хоть с тепловозом. А может, знак был с восточной стороны трассы и я его просто не увидел...


23. Через полтора часа после полярного круга магистраль очень ненадолго выходит непосредственно к Белому Морю - точней, к Кандалакшскому заливу моря.


Видео 3. Спуск к Белому Морю.


24. При изменении направления в некоторые моменты видна даже и сама Кандалакша, на северном берегу залива (см. в левой части кадра).


25. Затем железная дорога снова уходит в леса и делает плавный полукруг перед Кандалакшей, поднимаясь выше.


26. Наконец, в 14.45 прибываем на станцию Кандалакша. Тут - тоже большая стоянка, можно много погулять. На переднем плане - паровоз-памтник "Серго Орджоникидзе" у южной горловины станции.


27. Станция в профиле изгибается, отчего приобретает очень живописный вид.


28. Вокзал в Кандалакше очень миленький и деревянный, с остроконечными крышами (см. также заглавное фото).


29. Местный магазин напротив вокзала. А вот станционная торговля тут почему-то вяленькая, неактивная. Хотя стоянка поезда и большая.


30. Голова нашего полярного экспресса с ЭП1 и вагонами пид-овской окраски. На заднем плане - окружающие сопки, которые продолжаются и вдоль Белого моря..


31. С бокового деповского пути медленно выходит тепловоз, живописно пуская дымы.


32. Пока стояли, подошёл местный пригородный окурочек (это бамовский слэнг, а вот как он тут называетс - не знаю).


Для дополнительного чтения - неплохой отчёт о городе Кандалакша.

Продолжение следует.


Ворота в Арктику.
0. Общий обзор.
Полярная магистраль:
1. от Питера до Петрозаводска
2. от Беломорканала до Кандалакши
3. от Полярных Зорь до Кольского залива.
4. Мурманск: от ж/д вокзала до Морвокзала.
Tags: Ворота в Арктику, Кандалакша, Кировская магистраль, железные дороги, моё видео, паровозы
Subscribe
promo periskop апрель 5, 2018 11:03 62
Buy for 250 tokens
Постоянные читатели блога обратили недавно внимание на то, что здесь стали редко появляться большие фотопосты с рассказами. Это совершенно так - потому что я с начала года вовлечен в сложный, но интересный проект. А именно, создаю путеводитель по Транссибу, книжного формата. Это тесно увязано и с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 74 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →