Перископ из глубин Тихого океана (periskop) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop

  • Mood:

Транссиб 1974 года

Накопал по долгу исследования темы фильм про Транссиб 1974 года.
В нем примерно половина лирики, имеющей мало отношения к ж/д и поездам, да и из городов выхвачены только некоторые, но акценты эпохи всё же есть.
Прежде всего, это показ и частое упоминание русской старины и народных промыслов - храмов-часовен, наличников-изб, вятской игрушки и т.п. Ещё 10-12 лет, при Хрущеве, такие акценты в фильме были бы невозможны - тогда бы только обличали "старую Россию". Но тут уже эра "среднего Брежнева" - писатели-деревенщики и лагерь "Нашего Современника" (в пику западникам, группировавшихся вокруг "Нового Мира") очень поработали над популяризацией темы именно в таком разрезе. Обличений старого строя тут вообще нет, и более того! - Транссиб упоминается как "великое достижение державы", с привязкой к дате 1916 года (завершение строительства В.С. Пути на Амуре), и в фильме дважды показан Путеводитель 1900 года, даже с показом его страниц. Году в 1957-60-м его бы ни за что не показали - реакционная книга, там же Царь-Батюшка (даже два Царя!), а также и Витте с Куломзиным. Нет и упора на восстания железнодорожников из-за угнетения царским строем (что было главным в отображении истории Транссиба примерно до 1965-66 гг.) - только державный позитив.

Железной дороги вообще мало, к сожалению - примерно 20-22% хронометража.
Но зато есть совершенно крышесносный фрагмент с Новосибирским вокзалом, где подробно показаны "справочники с крыльями", разнообразные табло, пульты дежурных по станции и т.д. и т.п. (с 15:55).
Засветились и подстаканники как символ дальней дороги в вагоне - на 24:40. Обратите внимание на то, что подстаканники тогда были легкие алюминиевые, а в них круглые тонкие стаканы "три полоски" (легко бьющиеся), про которые мы много раз тут говорили. Мельхиоровые подстаканники как стандарт пошли несколько позже.

Из городов показали только Ростов-Яр., Киров, Свердловск, Новосибирск, Хабаровск, Владивосток.
Понятно, почему опущены закрытые для иностранцев Пермь и Красноярск, но вот почему пропустили Иркутск (мельком показали только Иркутскую ГЭС) - для меня загадка. Да и вообще Байкал показан одним штрихом, мельком. И Улан-Удэ с его национальной спецификой тоже выпал, странно.
Но в целом - тепло, лампово. Посмотреть можно)



Tags: Советский Союз, Транссиб, архив, железные дороги, идентичность, подстаканники
Subscribe

Posts from This Journal “Транссиб” Tag

promo periskop april 5, 11:03 58
Buy for 300 tokens
Постоянные читатели блога обратили недавно внимание на то, что здесь стали редко появляться большие фотопосты с рассказами. Это совершенно так - потому что я с начала года вовлечен в сложный, но интересный проект. А именно, создаю путеводитель по Транссибу, книжного формата. Это тесно увязано и с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments