Перископ из глубин Тихого океана (periskop) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop

  • Mood:

Как строится "оранжевая" 4-я линия метро (Большой проспект ВО)

После обзора трёх фронтов питерского метростроения (Фрунзенский радиус в ноябре 2017, подводный участок НВЛ в декабре 2017, строительство Калининско-Красносельской линии в июле 2018) на днях удалось добраться и до чётвертого по счёту строительного фронта работ - продления "оранжевой" Лахтинско-Правобережной линии от "Спасской" через "Театральную" под Большой Невой на Васильевский остров.

Ниже - очерк с места строительства станции "Большой Проспект", а также со ствола №571 у Шкиперского садика. Давайте посмотрим, что там сейчас делается.

Приёмный котлован для монтажа проходческого щита "Аврора" глубиной 30 метров


2. Первая точка осмотра - место будущей станции "Горный Институт" (проектное название - "Большой Проспект"), что на примыкании Косой линии и Большого проспекта ВО. Вдали хорошо виден визуальный ориентир - здаие биржи "С-Петербург". Там около неё есть ещё одна метростроевская площадка - ствол №572.


3. Если повернуться немного левее, то просматривается перспектива Косой линии. Отдельно стоящего вестибюля тут не будет, он будет подземный с двумя выходами, под пересечением Косой и Большого. На фото - работает маркшейдер, а за ограждением - огромный котлован под проходческий щит наклонного хода, он называется "приёмный" (принимает щит) или "стартовый".


О котловане - несколько ниже по тексту; а сперва, чтобы вам был понятней фронт работ и точная локализация стройки - лирическое отступление с картой и рендерами станций.

Схема-1.
Красный квадрат - место будущей станции. Название пока точно не определено - сейчас "Большой Проспект", но был вариант и "Горный Институт". Хотя на мой взгляд, первый вариант более точен. Так как до Горного ещё идти, а сама станция будет прямо на Большом просп. ВО. Предполагается, что после постройки эта станция на оранжевой линии будет самая нагруженная и увеличит наполнение 4-й линии пассажиропотоком почти в полтора раза. Ну и соответственно, она параллельно разгрузит трафик на крайне загруженную "Василеостровскую". На ВО очень большая суточная маятниковая миграция - студенты, офисные работники, сфера услуг и проч. Да и сам В.О. - густонаселенный район.


Первая очередь продления Четвертой линии (Лахтинско-Правобережной) включает две станции - "Театральная" и "Бол. Проспект". Пуск движения по плану - конец 2019 г. (IV квартал). Протяженность строящегося участка - 3,63 км. После пуска участка длина линии будет составлять 14,84 км.

4. Станция «Театральная» – станция глубокого заложения, пилонного типа, с наклонным ходом для 4 эскалаторов. Строительство надземного вестибюля планируется на пересечении ул. Декабристов и ул. Глинки.


Согласно проекту, внутреннее убранство ст. «Театральная» выполнено в серо-голубых тонах и напоминает интерьеры театральных подмостков. Арочные конструкции на платформе похожи на распахнутые театральные кулисы, на стенах изображены силуэты танцующих артистов балета, в дизайне подвесных люстр гармонично сочетаются стили классицизм и модерн.

С "Театральной" есть нюанс - хотя у Мариинки стройка идёт вовсю (вы видели, там пол-площади загорожено и пробурен рабочий ствол), но 1-й этап предусматривает сооружение станции в конструкциях и проход поездов без остановки - выход в город ещё не будет готов. Дело в том, что "город СПб" (заказчик, Смольный) ещё не определился точно с местом расположения выхода со станции. Как только город предоставит высвобожденное место и площади для размещения оборудования - будет объявлен отдельный конкурс на достройку. Поэтому тут всё зависит от Смольного, а затем уже от Метростроя - который исполнитель.

5. А это - рендер "Большого проспекта". Обратите внимание - тут применено сочетание светло-коричневого (земля Вас. острова) и серо-голубоватого (невская вода). Станция «Большой проспект» («Горный институт») - станция глубокого заложения, пилонного типа, с наклонным ходом для 4 эскалаторов. Проектом предусмотрено строительство одного надземного вестибюля на пересечении Большого проспекта В.О. и Косой линии.


По замыслу архитекторов в оформлении подземного вестибюля ст. «Большой проспект» («Горный институт») будет воплощена идея Доменико Трезини о превращении Васильевского острова во вторую Венецию с параллельными каналами вместо улиц. Тему воды обыграют цветовым решением, для этого пилоны облицуют светло-голубым мрамором.

Теперь пойдём смотреть стройплощадку.

6. Мойка колёс грузовиков на выезде в город (обязательная процедура).


7. Подготовленные большие тюбинги, для будущей платформы щита "Аврора".


8. Над приёмным котлованом уже стоит козловой кран для монтажа проходческого щита наклонного хода. Элементы для монтажа начнуть по план-графику подвозить с конца августа. На монтаж и сборку щита отводится ~2 месяца.


9. Котлован уже готов, стены в грунте забетонированы, глубина - почти 30 метров. Реально, здоровенный по масштабу - посмотрите хотя бы на фигурки рабочих. Кольцо - обозначает начало проходки будущего наклонного хода. А станция будет глубокая, 70 метров - ведь тоннель сюда придёт из грунтов под Большой Невой.


10. Спустимся на десяток метров вниз.


11. Вид вверх.


12. Можно посмотреть с этого яруса.


13. Вот здесь будет монтироваться "Аврора".


Схема-2.
Принципиальная схема проходческого щита наклонного хода. Аппарат разработан специально для петербургского Метростроя и опробован на строительстве станций глубокого заложения «Обводный канал», «Адмиралтейская» и «Спасская». Здесь надо добавить, что Петербург был первым городом в мире, кто решился использовать и заказал такую машину (2007). Правда, первой реализовала такую проходку наклонного хода Москва, хотя там заказали подобный щит чуть позже - по той причине, что там деньги выделялись быстрее и принятие решений по цепочке согласований тоже быстрее.


14. Вот так он встанет в показанный выше приемный котлован, после завершения монтажа, и пойдёт вниз, на глубину 70 м.


15. Здесь видно, как расположен котлован относительно примыкания Косой линии к Бол.Проспекту ВО.


* * *
Теперь едем дальше вглубь острова - дальше на перегоне к "Морскому Фасаду" расположен ствол №571, предназначенный для выемки породы и подачи в тоннели элементов оборудования и оперативного снабжения во время стройки. А после пуска линии он превратится в стандартный венткиоск.

16. Заходим на территорию. Стоит автокран, опускающий в шахту разное оборудование.


17. Вид на верхнюю часть ствола.


18. Вокруг ствола - трубы с хладагентом. Это - для замораживания почвы и более производительной выемки породы (вся вода в содержимом породы замерзает, и если на пути почвы обводнённые - то жидкая грязь превращается в твердые фракции, более пригодные для выемки).


19. Первые два верхних слоя выложены большими бетонными тюбингами, а всё, что ниже - чугунными.


20. Можно спуститься на площадку ниже, оттуда лучше видно.


21. Сейчас проходка вовсю идёт, так что глубина шахты пока - метров 25. До 70-ти ещё много.


Для меня было большим сюрпризом узнать, что обычно вертикальные стволы для будущих вентшахт проходили фактически вручную (отбойными молотками), и только недавно стали применять вертикальные проходческие щиты. Раньше получалось так, что монтаж и демонтаж очень сложного сооружения, коим является щит, занимал больше времени, чем проходка узкого ствола традиционным шахтным способом. Поэтому делали вручную. Однако сейчас создан стволопроходческий комбайн российского производства (г. Тула), который сделан по заказу «Метростроя». Таким образом, сумели механизировать разработку грунта на узком стволе, выдачу породы на поверхность и последующий монтаж обделки - теперь даже с учетом времени на монтаж/ демонтаж работа "под ключ" получается заметно быстрее. Кроме того, нужно меньше рабочих - почти втрое.

22. Механик подземных работ Управления Механизации Сергей Денисов, дававший пояснения по работе щита.


23. Щит СПК-6.0 в работе. Как раз идёт проходка, и вся конструкция постепенно погружается все дальше и дальше.


Схема 3.
Принципиальная схема вертикального проходческого щита тульского производства. (+ наглядное видео по технологии процесса)


24. Ещё один сюрприз для меня: оказывается, обычную воду сюда привозят вот в таких кубических емкостях! Для текущих нужд.
- Хорошо, а почему просто не вызывать водовозку, если нужна вода?
- Так ведь для грузового транспорта нужно спец. разрешение, оно и денег стоит, и время вьезда ограничено. Кроме того, вода может понадобиться и внезапно, во время технологического процесса - так что, останавливать конвейер и ждать, пока она приедет? Именно поэтому запас вводы в емкостях сегда есть, и он нужного качества.


В общем, фронт работ на "оранжевой" линии разворачивается вовсю.
К концу года, после монтажа щита "Аврора" пойдёт проходка наклонного хода станции.
Проходка горизонтальных тоннелей уже вовсю идёт.
Также, параллельно, строятся вертикальные шахты для обеспечения процесса.

Спасибо за внимание!
Tags: Васильевский остров, Питер, инфраструктура, метро
Subscribe

Posts from This Journal “метро” Tag

promo periskop апрель 5, 11:03 56
Buy for 300 tokens
Постоянные читатели блога обратили недавно внимание на то, что здесь стали редко появляться большие фотопосты с рассказами. Это совершенно так - потому что я с начала года вовлечен в сложный, но интересный проект. А именно, создаю путеводитель по Транссибу, книжного формата. Это тесно увязано и с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 126 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →