Перископ из глубин Тихого океана (periskop) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop

  • Mood:

Разорили ли чемпопоезда РЖД? Масштаб перевозок на ЧМФ-2018

Как и обещал, некоторые итоги по чемпопоездам.
Для начала: вы обратили вообще внимание, что "народный" плацкартный вагон, курочка от сердобольной русской бабушки для иноземного болельщика и необозримые просторы железных дорог России стали одним из самых популярных символов этого чемпионата (наряду с кокошниками)?

Это реально необычный символ - за всю историю ЧМ по футболу железная дорога как таковая ещё никогда не становилась им. А наши железные дороги с их чемпопоездами - стали. Так что, видимо, серьёзный смысл в бесплатных поездах на 400-1800 км по России таки был - хотя сразу мне это было неочевидно. Это оказалось совершенно революционное ноу-хау, позволившее при передвижениях болельщиков (особенно иностранных и не знающих наших реалий) избегать многочисленных проблем. Кроме того, многие люди - особенно из Латинской Америки и Африки - впервые в жизни сели в "суточные" дальние поезда (в их весях такие поезда давно убиты автобусами или просто не существуют) и были поражены тем, что там можно не только сидеть, но и вполне комфортно ночевать, ужинать, пить чай. Кстати, с латиноамериканцами же было связано более десятка казусов, когда они опаздывали к отправлению на 5-10 минут, поезд уже уходил и они искренне удивлялись: "Как же так? Мы же всего на 5 минут опоздали! Разве поезд уходит так сильно вовремя?".


Вот, например, даже критики организации ЧМ (не РЖД, а их оппоненты!) пишут:


[...] Впервые болельщиков возили на поездах из города в город бесплатно: покажи только свой паспорт, но не заграничный и не гражданский, а специальный, особенный — FAN ID. Ещё до начала мундиаля в Минкомсвязи подсчитали, что FAN ID, иными словами паспорт болельщика, оформили более 550 тысяч иностранных гостей чемпионата. Именно этот документ являлся главным. С его помощью можно было как минимум бесплатно прокатиться на метро, а как максимум — переехать из одного города в другой. Такой уникальной и новаторской услугой воспользовалось около 300 тысяч человек.

[...] советский футболист и российский тренер Валерий Непомнящий:

«У меня два близких человека прокатились в Сочи и Петербург. Дважды им не удалось попасть бесплатно на поезд. Там такая конкуренция, такой ажиотаж был. Это вообще, по сути, некое изобретение, такая находка, которая переворачивает сознание не только россиян. Иностранцы вообще в полном восторге. Как это так, это невозможно ездить на поездах бесплатно! Да и сам паспорт болельщика создаёт порядок и помогает болельщикам», — поделился с vgudok.com впечатлениями тренер. — Все в полном восхищении от чемпионата. Даже самые привередливые говорят: «Да, это было что-то». В спортивном смысле чемпионат удался, и в политическом, и я так подозреваю, и в экономическом тоже. И то, что остаётся от чемпионата, важно, вся инфраструктура мне важна, а это базы, стадионы. Всё это остаётся в России. И это тоже громадный плюс».

«Транспортная дирекция чемпионата мира по футболу 2018 в России», которая тщательно на протяжении всего мундиаля отслеживала передвижения фанатов, подсчитала, что бесплатным проездом по железным дорогам воспользовались представители 152 стран и автономных территорий мира, включая Россию. Попадались и совсем экзотические болельщики, среди которых жители Сомали, Ботсваны, Фарерских и Аландских островов, Северной Кореи, Белиза и Гайаны. Были даже граждане Кокосовых островов. Кто-то из 596 человек жителей этого государства ухитрился добраться до России. У руководителя проекта «Urbankick» и нашего коллеги Евгения Мужикова сразу несколько знакомых иностранцев воспользовались услугой РЖД и бесплатно проехались на поезде.

«Россия на этом мундиале наглядно показала, как можно перевезти большое количество людей комфортно, быстро, чтобы все успели не только на матч, но и погулять по городу. Это начинание отмечают все иностранные болельщики. Мой друг из Великобритании старался «ловить» бесплатные поезда, причём те, которые идут ночью. Тем самым он экономил ночь проживания в отеле. Фактически он получал передвижной отель, за который не платил. Это прекрасное начинание. То начинание, которое сделало передвижения во время чемпионата мира очень комфортным. Исключено множество транспортных проблем, которые абсолютно всегда сопутствуют любому крупному спортивному мероприятию, — рассказал vgudok.com спортивный журналист Евгений Мужиков. —

Мне довелось побывать на чемпионате Европы во Франции. Тогда там случилась забастовка французских работников авиационной промышленности. Компании отменяли коммерческие рейсы. Транспортная проблема тогда встала очень остро. Билеты на поезда стали стоить совершенно космических денег. Плюс ко всему этому их было не найти. Сам факт передвижения по стране автоматически превратился в целое приключение. По 200–300 евро стоил билет за трёхчасовую поездку из одного города в соседний. Знаю, что многие болельщики пропустили матчи, имея билеты на руках. Они просто не могли никуда уехать. В данном случае Россия показала товар лицом и создала прекрасный сервис, который многие будут вспоминать ещё долгие годы».


Масштаб перевозок.

[...] Первый поезд с болельщиками из Москвы отправился к матчу между Португалией и Испанией, который состоится 15 июня в 21:00 на стадионе "Фишт" в Адлере.

"Это двухэтажный комфортабельный современный состав, вместимостью почти на 800 мест, менее чем за сутки доставит на юг болельщиков. В пути поезд сделает 3 остановки: в Ростове-на-Дону, Краснодаре и Туапсе, – сказал Дмитрий Пегов. – Вагоны этого состава оборудованы климат-контролем, розетками, wi-fi, к которому можно подключиться и с иностранной сим-картой, и всеми другими новинками и сервисами, которые внедряет у себя холдинг "РЖД". Специально для обслуживания пассажиров в поездах с болельщиками были выбраны лучшие проводники, которые прошли дополнительное обучение. В общении с иностранными болельщиками им помогают профессиональные переводчики".

Напомним, всего во время проведения Чемпионата мира FIFA 2018 в России всеми поездами дальнего следования, которые будут курсировать между городами-организаторами матчей (около 15 тыс. рейсов), воспользуются свыше 2,6 млн пассажиров. В том числе болельщики, которые оформят для себя бесплатный проезд в дополнительных поездах, где им предложено около 450 тысяч мест.
Бесплатные поезда дальнего следования будут курсировать по 31 маршруту и совершат 734 рейса. В том числе по заказу АНО "Транспортная дирекция-2018" для перевозки болельщиков между Москвой и Санкт-Петербургом 6 специальных рейсов сделают высокоскоростные поезда "Сапсан".

По словам Дмитрия Пегова, на сегодня болельщики из 154 стран забронировали около 330 тысяч билетов, это более 70% от общей емкости предоставленных мест в поездах. В числе лидеров – болельщики из России, Аргентины, Мексики, Колумбии, США и Китая. Самыми популярными поездами являются поезда в Москву, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Адлер.


(отседова)

Удачный ролик на тему:



В целом, это предварительные намётки масштаба. Пока полных итогов я не видел.
Но организация движения чемпопоездов была практически на "5". Находили нитки и вписывали их, поезда шли очень точно.
Критика чемпопоездов тоже была. В основном она сводилось к тому, что в них не было переводчиков и проводники тоже языков не розумили - английского и французского, но особенно испанского, коих болельщиков было более всего.

* * *
Теперь об утверждении, что РЖД подорвало свою экономику такой щедростью для непонятно каких буржуинов и скоро переложит затраты на плечи отечественных пассажиров. Вот, как пример:

[...] Кто оплачивает бесплатную перевозку фанатов по городам? Мутко из своего кармана, ФИФА из чужой копилки, страшный Госдеп США или неизвестные нам инопланетяне? Эти перевозки РЖД не спишет на свои потери. Они компенсируют их из нашего кармана. Они поднимут и будут поднимать тарифы на других направлениях, но от своих ЛИЧНЫХ миллионов не откажутся. Теперь вопрос: почему иностранец (или болельщик) едет на поезде бесплатно? Так поступали всегда и во всех странах? Почему простой россиянин должен платить высокую цену за билет, а иностранец получает его бесплатно?

Здесь можно сказать, что
(1) - РЖД не оплачивала затраты на чемпопоезда из своего кармана. Напротив, она на них заработала. Ей оплачивала этот банкет хитрая организация под названием «Транспортная дирекция чемпионата мира по футболу 2018 в России» (сайт). Поезда оформлялись как чартеры по заказу этой структуры,
(2) - примерно четверть передвигавшихся - это именно отечественные болельщики, т.е. граждане РФ
(3) - Средства на фрахт поездов поступали из Транспортной Дирекции от выручки за билеты и спонсорских поступлений (очень и очень неслабых) трансфером из средств федерального бюджета, согласно Закону РФ от 07.06.2013 N 108-ФЗ. Кроме того, эффект от таких поездов был непрямой, а кумулятивный:

[...] средний болельщик купил не очень дешевый паспорт болельщика. Билеты на футбол вообще-то недешевые)
Как и перелет в Россию, допустим, из Мексики. На фоне общих расходов плацкарт-то как раз был болельщикам не важен, я думаю пакетное предложение сделано было в первую очередь чтобы они не погибли на просторах Матушки России, так как купить билет на нужный поезд было бы сложным квестом.


Пик движения чемпопоездов был зафиксирован 24 июня:

[...] В ходе проведения группового этапа чемпионата мира 24 июня был зафиксирован пик бесплатных перевозок: 45 поездов с болельщиками отправились в этот день в Москву, Казань, Нижний Новгород, Самару, Адлер, Ростов-на-Дону, Калининград. Ими воспользовались свыше 26 тыс. болельщиков. На экваторе турнира в бесплатных поездах было забронировано порядка 90% мест на поезда к матчам группового этапа и около 70% мест на поезда к матчам плей-офф. В число стран, граждане которых активнее всего бронировали билеты на бесплатные рейсы, вошли Россия, Аргентина, Колумбия, Мексика, США, Иран и Китай.

Также очень круто было то, что символом обозначили наш дорожный подстаканник, поставив его на всех вокзалах ЧМ - в имиджевом смысле это был точный, снайперский ход.

* * *
Что касается лично меня, то я из-за полного равнодушия к футболу как к таковому и неприязненному отношению к будущему ЧМ (из-за драконовских мер огораживания вокзалов в его преддверии) действительно просохатил возможность прокатиться такими уникальными поездами. Надо было взять самый дешевый билет на любой матч куда-нибудь в Казань или НН и проехать именно чемпопоездами - ведь такой опыт был вообще впервые в истории ЧМ. Потом-то я переоценил отношение и понял уникальность фишки, но было уже поздно.

Поэтому пришлось вести ленту впечатлений от других авторов, она велась в Я-Дзене (я дам коллекцию ссылок на них отд. постом). В целом, посты только на эту тему на моём канале в Я-Дзене собрали за месяц почти миллион просмотров (!).

Tags: анализ, железные дороги, идентичность, размышлизмы
Subscribe

Posts from This Journal “железные дороги” Tag

promo periskop april 5, 11:03 56
Buy for 300 tokens
Постоянные читатели блога обратили недавно внимание на то, что здесь стали редко появляться большие фотопосты с рассказами. Это совершенно так - потому что я с начала года вовлечен в сложный, но интересный проект. А именно, создаю путеводитель по Транссибу, книжного формата. Это тесно увязано и с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 121 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →