Перископ из глубин Тихого океана (periskop) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop

  • Mood:

Диорама советско-финской войны 1940 года и музей Карельского перешейка

Про бывший военный городок в центре Выборга (а ныне Военный музей Карельского перешейка) я уже рассказал пару недель назад, а теперь - про единственную в России диораму советско-финской войны 1940 года, а также немного про экспозицию самого музея.

"На той войне незнаменитой" (1940)


2. Сперва на входе директор музея Баир Иринчеев рассказывает о том, как диорама создавалась и чего это стоило (в скобках замечу, что стоило это сугуб по финансам 4,7 млн.руб. из средств президентского гранта в 5 млн., неосвоенный остаток был возвращен в федеральное казначейство). Но не всё так просто: большинство подлинных предметов было найдено и сохранено энтузиастами, в течение пары десятилетий. То есть, была накоплена база артефактов для такого произведения военно-исторического искусства.


3. А теперь заходим, в помещение бывшей курсантской столовой. Её-то и заняли под диораму.


4. Название ей было дано от известных строк стихотворения Твардовского "...На той войне незнаменитой".


[...]
Среди большой войны жестокой,
С чего - ума не приложу,
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примерзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.

1943

5. Теперь об устройстве и принципе обозрения такой диорамы. На самом деле это не диорама в её классическом смысле, а трехмерное пространство, где можно ходить как по краям, так и сквозь неё - по середине пространства, и всё время менять угол обзора на представленные реалии войны. Как это правильно назвать, даже не знаю. Сделана она со смыслом: один край - финские позиции, другой край - советские. Советские - присыпаны снегом, а финские - снег, смешанный с землей (от массированного артобстрела крупнокалиберной артиллерией, что подтверждали очевидцы в зоне наиболее интенсивных боёв). Вот здесь как раз видна граница этого перехода. Поэтому можно смотреть на всё и с "финской" стороны, и с "советской".


6. На входе мы попадаем на финский передний край, и автоматчика-финна. Кстати, я только здесь узнал, что Красная Армия (а затем и Советская) заимствовала легендарный символ СССР - "шапку-ушанку" - именно от финнов после войны 1940 года. До этого основным зимним головным убором солдат была будённовка, которая себя не оправдала. И именно при наркоме Тимошенко происходила массовая замена зимнего обмундирования, в том числе и на шапки-ушанки. А всего лишь полтора года спустя, в Московской битве декабря 1941 года, шапка-ушанка стала массовым и привычным предметом полевой формы. Вот тут у финна под каской как раз ушанка, та самая.


7. Если же пройти через диораму в "советскую" половину, то мы видим бойца за пулеметом "Максим". А надо сказать и ещё об одном интересном свойстве диорамы: почти все советские бойцы на диораме имеют прототипов на поле боя.
Здесь это - Герой Советского Союза Владимир Дамура. Это был связист, он тянул кабель на переднем крае и увидел, что на бруствере остался пулемет, но его расчёт был убит. Так вот, он сам занял эту позицию и целую ночь с 13 на 14 февраля отбивал контратаки финской пехоты. Утром попал под артобстрел и был убит.


8. Он же, с другого ракурса. Трехмерное же пространство обзора. Здесь мы также видим форму конца войны - ватники и валенки. Потом эта форма отлично "работала" в Московской и Сталинградской битве, в тот момент, когда немцам пришлось жестоко страдать от морозов. А советские войска уже прошли эту школу в 1939/40-м.


9. Ещё одна особенность этой экспозиции - здесь очень много именно подлинных предметов, найденных на полях бывших сражений и вписанных на диораме в контекст того места, где они применялись. Вот, например, лыжный бронещиток на полозьях (справа). Предполагалось, что боец будет тащить его за собой, а при обстреле выставлять как оборону и отстреливаться. Особо полезным в итоге он себя не показал, но в первый период войны применялся. Солдаты его звали "Танечка", или ЛТБ (личный танк бойца)


10. Форма советских бойцов тоже воссоздана строго такая, какой она была на момент войны, с тщательным подходом даже к мелким деталям. Как видите, тут - обмундирование раннего периода войны, с будённовками. Рядом - танк, построенный из фанеры, но с силуэтом и пропорциями, максимально приближенным к реальному танку ОТ-130 (о нем ниже).


11. Внутри советской землянки (блиндажа), много предметов внутри - тоже подлинные. Можно зайти, посмотреть. Печка тоже реальная, военная - и когда на неё смотришь, сразу почему-то вспоминается более поздняя песня "...бьётся в тесной печурке огонь".


12. А вот ещё один реальный персонаж, имеющий прототипа - артиллерист Иван Егоров, получивший в боях 1940 года звезду Героя Советского Союза. Пушка - ранней модификации, с деревянными колёсами.


13. И.Егоров в феврале 1940 г. со своим расчётом подтащил 45-мм пушку на прямую наводку и вблизи расстрелял амбразуру финского ДОТа на высоте 65,5 (за это, собственно, и получил Героя). Погиб уже на Великой Отечественной под Харьковом, в 1943-м.


14. Преодоление инженерных заграждений. Обратите внимание, это уже "финская" половина диорамы - присыпанная землей от артогня.


15. Третий реальный прототип - Герой Советского Союза танкист Фёдор Павлов, воевавший на огнемётном танке ОТ-130. Здесь воссоздан бой 17.12.1939 с его прорывом через финские позиции.


16. Очень красочно показан огнеметный выстрел легкого танка ОТ-130. Но вообще эта машина была опасна и для самого экипажа, если она подставляла врагу правый борт (там находились баки с огнесмесью). Бронирование здесь было только противопулевое, снаряды его пробивали.


17. Советский боец в застёгнутой буденновке на полевой позиции.


18. Убитый красноармеец, присыпанный снегом. На месте, если честно, смотрится до жути реалистично. Немного даже не по себе, когда рядом идёшь.


19. На более нижнем ярусе выставлено огромное количество реальных предметов с поля боя - можно рассмотреть и даже кое-что пощупать руками. Бутылки, осколки, гильзы, котелки-кружки-ложки, детали печей и т.п.


В общем, очень реалистично смотрится. Особенно принцип трехмерного отображения - как я уже сказал выше, это совсем не "изогнутая" диорама, где ты как бы вдалеке. Тут можно смотреть ракурсы как был прямо из гущи боя. Работа, надо сказать, проделана колоссальная, но ребята будут "допиливать" пространство дальше.

20. Плакат 1940 года.


21. Ещё можно посмотреть основной музей Карельского Перешейка. На крыльцо слева, там вход.


22. Здесь - другая уникальная фишка, можно самому подержать в руках всё выставленное оружие, ощутить его лично (как они на это получили разрешение, не знаю - но факт!). Или, например, самому развернуть на месте пулемет "Максим".


23. Вообще офигеть, конечно. Всё можно взять и примериться, как оно лежит, в руках. Советское, финское, английское, немецкое оружие. Мальчики просто охреневают от такой уникальной возможности.

фото flackelf

24. Тот самый знаменитый МР-40, который так любили показывать в фильмах про фошшыстов.

фото flackelf

25. Можно переодеться и в форму какую-нибудь! Разных армий.

фото flackelf

26. В общем, я там наглухо завис на личном осмотре оружия и даже забыл, что надо вообще-то поснимать для поста. Поэтому пришлось фото 23-25 взять у flackelf.


27. Есть альбомы (подлинные), которые можно аккуратно полистать. Историю в бумаге...


28. А в дальних залах музея есть как бы под-музей - "Женщины на войне". Тут своя тематическая экспозиция и экскурсии раз в час.


29. Вот милая барышня-волонтёрша ведёт экскурсию.


30. Тоже много подлинных предметов собрано.


31. Да, и на десерт: только тут я понял, почему фронтовой "треугольник" был именно треугольником и как он складывался. Спасибо за возможность самому лично завернуть реальное фронтовое письмо.


32. Если мы начнём его разворачивать, то видно, почему: одна сторона - адрес, куда и откуда. Вторая - расписка в получении.


33. Переворачиваем... Внутри разворота - штамп военной цензуры. Обязательная процедура. Т.е. сперва боец пишет письмо, на другой стороне - адрес. Не заворачивает. Затем его просматривает цензор, и после простановки печати можно сворачивать в треугольник. А конверт тут не нужен, при такой технологии. Такая вот хитрая механика.


Спасибо за внимание!
И приезжайте в музей Карельского перешейка в Выборг. Тут реально круто, честно.
Tags: Выборг, Советский Союз, Финляндия, военная история, память, уход в историю
Subscribe

Posts from This Journal “память” Tag

  • 130 лет тов. Туполеву

    Сегодня, оказывается, 130 лет стукнуло товарищу Туполеву - который старший, и который дал самолётам приставку Ту-. Я в курсе, что ряд авиационно…

  • 130 лет ж/д крушению в Борках

    "Комсомольский" юбилей сегодня напрочь заслонил другой - ровно 130 лет назад в 1888 году произошла громкая и эпическая ж/д катастрофа в Борках…

  • Сто лет комсомолии

    Сегодня снова вековой юбилей - 100 лет ВЛКСМ. Мой стаж в организации - 13 лет (1978-1991), она кончилась за год до того, как я бы вышел из нее по…

  • По местам боевой славы Швейцарского похода

    (В порядке дружеского пиара) В июне уже писал об инициативе товарищей организовать поход по местам боевой славы русских войск в честь 220-летия…

  • Елизово. На месте "боевой славы" спустя 23 года

    Добрался наконец до места, где меня грабили в 1995-м. В прошлый приезд на Камчатку два года назад не получилось доехать - о чём я немало досадовал…

  • Пресса войны 1941-1945

    В порядке дружеского пеара представляю новый газетно-исторический проект - "Пресса Войны 1941-45", от создателей хорошо известной многим…

promo periskop апрель 5, 11:03 58
Buy for 300 tokens
Постоянные читатели блога обратили недавно внимание на то, что здесь стали редко появляться большие фотопосты с рассказами. Это совершенно так - потому что я с начала года вовлечен в сложный, но интересный проект. А именно, создаю путеводитель по Транссибу, книжного формата. Это тесно увязано и с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →