Перископ из глубин Тихого океана (periskop) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop

  • Mood:

Ж/д ляп в "12 стульях" Ильфа и Петрова

Внезапно обнаружил литературно-топонимический ляп в "12 стульях" Ильфа и Петрова.

Напомню легендарную цитату из классики, гл. XVI:
"...Концессионеры с трудом пробились к выходу и очутились на Каланчевской площади. Справа от них высились геральдические курочки Ярославского вокзала. Прямо против них тускло поблескивал Октябрьский вокзал, выкрашенный масляной краской в два цвета. Часы на нем показывали пять минут одиннадцатого. На часах Ярославского вокзала было ровно десять. А посмотрев на темно-синий, украшенный знаками Зодиака циферблат Рязанского вокзала, путешественники заметили, что часы показывали без пяти десять.
- Очень удобно для свиданий! - сказал Остап, - всегда есть десять минут форы.
"


Так вот. Они свой роман писали в 1927 году и публиковали в 1928-м, но Ярославский вокзал к этому моменту был уже 5 лет как переименован в Северный! Ещё в 1922-м. И оставался таковым всё сталинское время, вплоть до 1955 года, когда ему вернули прежнее имя. Вопрос: почему же они в романе использовали старое имя вокзала? Это тем более удивительно в том контексте, что они работали в железнодорожной газете "Гудок" и просто обязаны были быть в курсе переименования. Кроме того, роман затем успешно прошёл редактуру - но и на этом этапе название вокзала не поправили :)


Дореволюционный Ярославский вокзал, 1910-е. Открытка


Северный вокзал сталинской эры. Середина 1930-х

Вторая загадка - с Казанским. Он у них зовётся "Рязанским", но был официально переименован ещё в 1912-м. Т.е. за 15 лет до написания романа. Но, упоминают, что "ещё около 20 лет использовались оба названия":

Первоначально вокзал назывался Рязанским. Это связано с названием общества Московско-Рязанской железной дороги — компании, возникшей в 1856 году как Московско-Саратовская железная дорога. В 1912 году Москва получила связь по железной дороге с Казанью. В связи с этим вокзал был переименован в Казанский. Однако ещё около двадцати лет использовались оба названия.

Tags: Москва, Советский Союз, железные дороги, размышлизмы, уход в историю, юмор
Subscribe

Posts from This Journal “железные дороги” Tag

  • Новый график поездов-2019: основные изменения

    Про новый график поездов на сети РЖД. Ниже - тезисный расклад изменений; брал здесь и здесь, выбирая ключевое. Поччти все изменения вступили в…

  • Крушение в Анкаре

    Высокоскоростной поезд на турецкой линии Анкара - Конья на скорости столкнулся с пригородным поездом (пока неясно, лобовая встречка или таран в…

  • Поезд "Четырёх столиц": отчёт пассажира

    Начали, наконец, появляться отчёты о поезде "Четырёх Столиц" (Киев - Рига). Пишут, что населенность поезда сильно так себе, но сам поезд УЗ -…

  • Как будут исправлять новый плацкарт

    Новый плацкарт "с рюшечками и шторочками" - который так жарко обсуждали тут - вчера выставили общедоступно на Казанском вокзале Москвы. Так что…

  • Сообщение Таллин - Пярну каза болду

    Яркая иллюстрация полной тупиковости "латиноамериканского пути" в ж/д сообщении. Когда магистральные железные дороги приватизируются и попадают в…

  • Сход 35 вагонов на Транссибе

    В общем-то, про относительно рядовые крушения без жертв и долгого прерывания движения я не пишу. Но тут на Транссибе графично навернулся грузовой…

promo periskop april 5, 11:03 58
Buy for 300 tokens
Постоянные читатели блога обратили недавно внимание на то, что здесь стали редко появляться большие фотопосты с рассказами. Это совершенно так - потому что я с начала года вовлечен в сложный, но интересный проект. А именно, создаю путеводитель по Транссибу, книжного формата. Это тесно увязано и с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 99 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →