Перископ из глубин Тихого океана (periskop) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop

  • Mood:

1963. Фидель Кастро на Северном флоте

В продолжение темы "Фидель Кастро в Заполярье в 1963 г.", времена эры Хрущёва.
Встретился ещё интересный ресурс, где много написано про этот визит. В т.ч. интересный момент, когда Фиделя принимали на Северном флоте и показывали ему (невиданное дело для зарубежного лидера!) самые сверхсекретные на тот момент новинки флота.

Ниже - фрагмент статьи про эту встречу и показ кубинскому лидеру ракетной подлодки.

Кадр сделан в Североморске 28.4.1963, и левее Кастро виден Микоян, встречавший его в Мурманске.
Ещё левее - адм. флота Сергей Георгиевич Горшков, видимо кому-то даёт указания.



[...] Из шахты подлодки показалась ракета. Сперва головная часть, потом окрашенное «туловище». Он смотрел на нее, не отводя глаз, и думал. О чем? Кто знает. Возможно, о смертоносной мощи, способной разом отнять тысячи жизней. А может, о тысячах жизней, которые эта мощь сохранит, если будет стоять на страже его земли, его революции...

Осень 1962-го. Карибский кризис. Кажется, что от ядерной войны мир отделяют уже не сутки, а часы и минуты. В этот момент в Атлантике разыгрывается острейшее противоборство советского и американского военных флотов. В ответ на устроенную Штатами морскую блокаду Кубы Хрущев приказал бросить в Карибское море подводные лодки. В случае перехвата спешащих в Гавану советских транспортных судов они должны были нанести по американским кораблям удар из-под воды.

В поход ушли четыре большие торпедные субмарины («фокстроты» по натовской классификации) - Б-4, Б-36, Б- 59 и Б-130 из состава 69-й бригады 4-й эскадры дизельных подводных лодок, базировавшейся в Полярном. Этим первым советским субмаринам, промерявшим глубины Бермудского треугольника, пришлось невероятно тяжело. И моряки, и техника работали на пределе возможностей. В итоге три лодки были принуждены к всплытию многократно превосходящими американскими противолодочными силами. Четвертая вернулась на базу непобежденной. В тех условиях наши подводники сделали все, что могли, и даже немного больше. В общем, к моменту прилета Кастро в Мурманск североморцы внесли свой немалый вклад в защиту острова Свободы. И были бы счастливы услышать от кубинского лидера слова признательности за то, что, задыхаясь от нехватки воздуха, изнемогая от жары, рисковали жизнью в глубинах Атлантики.


Ф. Кастро на Кольском полуострове. Мурманск, 27 апреля 1963 г.

Весна 1963-го. Хмурым утром 28 апреля Фидель вместе с Микояном и в сопровождении главкома ВМФ адмирала Горшкова поднялся в пассажирском порту Мурманска на борт эскадренного миноносца. Люди, собравшиеся на причале, чтобы увидеть легендарного кубинца, приветствовали его восторженными криками.

Пока эсминец шел по Кольскому заливу, команданте эн хэфэ - главнокомандующий, стоя на ходовом мостике, рассматривал в бинокль заснеженные сопки и рыболовные суда. Горшков давал пояснения, рассказывал о Северном флоте. В прессе тех лет зафиксирована реплика кубинского лидера, отразившая его впечатления о заполярной природе. «Суровый и по-своему чудесный край», - сказал он. Ходовой мостик - место открытое и, естественно, высокий гость скоро почувствовал на себе капризы мурманской погоды. Заметив, что Фидель продрог, ему предложили одеться потеплее, и вскоре он уже щеголял в черной куртке с белым мехом - такой, какие носили тогда военные моряки, и офицерской ушанке. Дали ушанку и Микояну, оставшемуся, однако, в привычном пальто. Закаленные военные были в шинелях и фуражках.

И вот эсминец подошел к североморскому рейду. «С крейсера раздается салют наций в честь Фиделя Кастро - 21 артиллерийский залп, - сообщал читателям корреспондент газеты «На страже Заполярья». - Эскадренный миноносец проходит мимо стоящих на рейде кораблей. Экипажи, выстроенные на палубах по большому сбору, горячо приветствуют национального героя Кубы. Первый секретарь национального руководства Единой партии социалистической революции, премьер-министр революционного правительства Кубы Фидель Кастро говорит по микрофону:
- Вива Советский Союз!
- Слава морякам советского Военно-морского флота!

В ответ над рейдом несется флотское «Ура!».

До сих пор мы обходили стороной вопрос о том, зачем был нужен беспрецедентный по длительности - около 40 суток - визит кубинского лидера в Страну Советов? Для чего команданте оставил требующие постоянного контроля, а еще лучше личного присутствия дела на острове Свободы и отправился на другой край света? Чтобы упрочить дружеские отношения с СССР вообще и с советским руководством в частности? Да. Чтобы, побывав в разных уголках величайшего государства планеты, увидеть, что представляет собой построенный на одной шестой части суши социализм? Разумеется. Но была еще одна причина. Быть может, самая важная.

По мнению Николая Леонова, бывшего тогда переводчиком при Фиделе, а позже дослужившегося до звания генерал-лейтенанта и должности начальника аналитического управления КГБ, «его главной задачей... было воочию убедиться в наличии у Советского Союза адекватных средств ответа на ядерную угрозу со стороны США. Этим и диктовалась поездка в Североморск - главную военно- морскую базу Северного флота. К тому времени у Советского Союза не было никаких договорных обязательств союзнического характера в отношении Кубы, но Никита Хрущев в ряде своих публичных выступлений твердо заявил о том, что СССР в состоянии защитить кубинскую революцию. Общее настроение самых широких слоев народа было, безусловно, в пользу революционной Кубы. Складывалось впечатление, что СССР де-факто обеспечивал «ядерный зонтик» над Кубой. Не удивительно, что Фидель хотел посмотреть на этот «зонтик».

Показ начали с посещения подводной лодки 629-го проекта, оснащенной баллистическими ракетами. Высокий команданте набил немало шишек в тесных помещениях субмарины, но это нисколько не охладило его исследовательский пыл. Он задержался у торпедных аппаратов, в рубке гидроакустиков знаками и мимикой объяснялся со старшиной 1-й статьи Федосеевым, выясняя расположение и назначение находящейся там аппаратуры, долго стоял у дизелей, с удовольствием повалялся на койке в офицерской каюте, а увидев в центральном отсеке шахту перископа, многочисленные приборы и клапаны, произнес: «Трудно представить себе, как люди управляют этими сложнейшими механизмами».

Но гвоздем программы, конечно, стала баллистическая ракета Р-13. Памятник этому детищу отечественного ВПК ныне установлен в Североморске - на сопке над Приморской площадью. Николай Леонов вспоминает, что тогда, в 1963-м, «по просьбе Фиделя командир лодки даже приказал раскрыть люки и поднять в стартовое положение одну из ракет. Зрелище было впечатляющим». Пожалуй, именно этот момент можно считать кульминацией визита кубинского лидера на Северный флот.

Полюбовавшись видом сигарообразного «изделия», Кастро обернулся к сопровождающим и сказал: «Давайте поаплодируем, товарищи, этому чуду техники - достижению советских ученых и конструкторов. Эта ракета охраняет мир и покой наших стран и народов». Над пирсом вспыхнула овация. На прощание моряки обратились к Фиделю с просьбой считать его почетным командиром лодки, а когда он согласился, подарили ему пилотку и командирский знак. Покидая субмарину, высокий гость написал в Книге почета: «Я хочу подчеркнуть, что для меня огромная честь посетить эту подводную лодку, которая является большой гордостью советского флота». Позже команданте побывал также на базе наземных ракет стратегического назначения и окончательно убедился: слова Хрущева о том, что «у нас есть чем защитить себя и своих союзников», не блеф.

Однако посещение подводной лодки стало не только самым значимым пунктом пребывания Фиделя на Северном флоте, но и самым большим разочарованием, оставшимся от того визита. Ложкой дегтя в бочке меда явилась ситуация с подводниками другой лодки. «Мы встретили, приветствовали Фиделя Кастро, - рассказывал Виталий Агафонов - командир бригады дизельных субмарин, участвовавших в 1962-м в походе на Кубу. - Мы были до предела рады, что нас посетил вождь кубинской революции, потому что мы шли ему на помощь... Вскоре были подозваны к причалу две подводные лодки: Б-36 капитана 2-го ранга Дубивко, которая ходила в поход и была ближе всех у пролива Кайкаса, и подводная лодка 629-го проекта, которая на Кубу не ходила. Лодки поставили таким образом - сначала к причалу поставили лодку 629-го проекта, а потом подозвали Б-36. Подводная лодка ракетная, которая по размерам больше, полностью загородила подводную лодку Б-36... Конечно, Фидель Кастро остался очень довольным. Я не знаю, кто и что ему докладывали, но, видимо, он... Для меня загадка, почему он не пожал руку командиру лодки Б- 36». Скорее всего, кубинский лидер не виноват и его просто не проинформировали о заслугах героической субмарины. Но осадок, тем не менее, остался.

Впрочем, этот эпизод был единственным неприятным впечатлением от визита, продолжавшегося своим чередом. На «Жгучем» - одном из первых ракетных кораблей серийной постройки - гости наблюдали за учениями по запуску крылатых ракет. Все прошло без сучка без задоринки. Действия экипажа были признаны безукоризненными. Там же, на «Жгучем», командующий Северным флотом адмирал Касатонов устроил прием в честь кубинского лидера, на котором Фидель провозгласил тост за советский ВМФ и получил в подарок оперативно изготовленный альбом со снимками, повествующими о его пребывании в Мурманской области.

Гостеприимство моряков привело к тому, что Кастро задержался у них сверх всякой меры. Потом его повезли в Североморск-1 к авиаторам, где планировался показ реактивного Ту-16 с двумя ракетами. Экипаж майора Владилена Бондаренко ожидал команданте с самого утра, но поскольку время поджимало, показ сорвался. Фидель успел только поприсутствовать на коротком митинге на аэродроме. «Недалеко от нас стояли два Ил-18, - делился впечатлениями летчик из экипажа Бондаренко Михаил Костюкевич. - После небольшого совещания гости вместе с Ф. Кастро сели в два Ил-18, самолеты взлетели и взяли курс на Москву. А нам дали команду снимать ракеты и зачехлять самолет» ...

Обратно на остров Свободы команданте вновь летел через Кольский полуостров. По словам посла СССР на Кубе Александра Алексеева, возвращался он «без предварительного уведомления Гаваны, и уже дома, в аэропорту имени Хосе Марти, Фидель разыгрывал президента Освальдо Дортикоса: в телефонную трубку, обернутую платком, главе государства сообщалось (якобы из Мурманска) о завтрашнем прилете делегации, а когда Дортикос возмутился по поводу столь легкомысленных разговоров по телефону, ему под общий хохот было сказано, что делегация уже выезжает на такси из аэропорта в город».

С тех пор прошло почти полвека, и сегодня мы на многое смотрим иначе, чем прежде. Но о приезде кубинского лидера жители нашего края и ныне вспоминают очень тепло.
[...]

Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области
Tags: Куба, Мурманск, Североморск, Советский Союз, архив, военная история, уход в историю, флот
Subscribe

Posts from This Journal “Советский Союз” Tag

  • Где бухает Дэвид Боуи?

    Интересный снимок с позавчерашнего улова с выставки фото Дэвида Боуи в Новой Голландии (успел её пофотать за день до закрытия). У фото 1973 г. - две…

  • Солженицын и его эра сквозь призму личных впечатлений

    Сегодня исполняется 100 лет А.И. Солженицыну. Круглая дата, однако. В прессе сейчас идёт настоящий вал публикаций, посвященных его памяти - однако…

  • Операции "Уран" - 76 лет

    С праздником, кстати! Некруглая дата - 76, но всё же. Начало грандиозной операции, которая в итоге через 3 месяца потрясла не только Рейх, но и…

  • Загадка станции Чернышевск

    Дошёл в описании Транссиба уже до самых глухих мест Забайкалья, и распутал, наконец старый ребус со станцией Чернышевск-Заб. Загадка тут в том, что…

  • Что нельзя снимать на Транссибе с поезда

    Памятка для Дэвида Боуи и его попутчиков, что на Транссибе нельзя снимать с поезда. 1973 г. (С выставки в Новой Голландии)

  • 30 лет полёту "Бурана"

    Напомнили, кстати - сегодня стукнуло ровно 30 лет со дня единственного полёта "Бурана". По этому поводу отсылаю к большому фотопосту "На руинах…

promo periskop april 5, 11:03 58
Buy for 300 tokens
Постоянные читатели блога обратили недавно внимание на то, что здесь стали редко появляться большие фотопосты с рассказами. Это совершенно так - потому что я с начала года вовлечен в сложный, но интересный проект. А именно, создаю путеводитель по Транссибу, книжного формата. Это тесно увязано и с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments