Перископ из глубин Тихого океана (periskop) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop

  • Mood:
  • Music:

Ельцин-Центр, часть 5. Второй срок и конец эпохи Девяностых

Если эпические геополитические свершения 1991 года и былинная борьба с гидрой коммунизма в Ельцин-центре поданы креативно, с изюминкой и огоньком - то уровень отображения второго срока Бориса Николаича сильно понижается. Вроде и сказать есть чего, событий-то было много - но при этом много не скажешь, кроме общих слов: очень уж плачевными были результаты. А зал чеченской войны - и совсем невыразительный: разваренная информационная каша с минимумом конкретики и гладенькими пояснениями. Но начинается всё со второй президентской кампании 1996 года - когда за власть боролись лебедь, рак и щука. Точней - бравый генерал Лебедь и штатские штафирки Борис Ельцин и Геннадий Зюганов :)
Так что продолжим смотреть заключительные лабиринты. Они разные по уровню.



2. Итак, первый срок прошёл, надо идти на второй. Кто был в 1996 в сознательном возрасте - тот помнит накал борьбы: именно тогда бывшие советские граждане впервые столкнулись с массированным внедрением политтехнологий в их бедные мозги. Надо отдать должное подписи "Пятого Дня": несмотря на бравурнейшие предыдущие залы (см. часть 4), устроители пишут о том, что к 1996 было всё совсем хреново - "крупный военный конфликт в Чечне, трудный ход реформ, существенное падение уровня жизни". Хотя в залах "Четвёртого дня" об этом загадочном падении жизни - молчок-молчок.


3. Зал выборов-1996 тоже устроен с креативинкой: потолок сделан в виде мегаэкрана, где нон-стоп идут кадры с президентской кампании. На стендах - разные предвыборные материалы, всякие плакаты и т.п.


4. Есть и стенд с "Куклами" - тогдашним хитом ТВ, где творцы искусно пародировали власть.


5. Можно включить экран и посмотреть-послушать сами "Куклы". Занятно.


6. На стенах тоже устроено несколько трансляций с духом эпохи, а на столах - предвыборная агитация. Поставлено несколько телефонов старого образца, связанных взаимно: и детки смартфонной эры, не заставшие технику тех лет, могут между собой общаться посредством кнопочного набора. Вроде и просто, а народу нравится. Трубки "для общения" почти всё время были заняты.


7. Молодой Лебедь, молодой Жириновский... Тут я внутренне прочувствовал, как много времени прошло с тех пор - больше 20 лет!


8. Есть и памятные, символические изображения: как, например, "Купи еды в последний раз!".


Но я искал самый главный символ той кампании - эпическую газетку с чёрным пиаром на комми под названием "Не Дай Бог!". Её вышло тогда больше десятка номеров, и она просто бесплатно распространялась в почтовые ящики жителей облцентров (кажется, кроме Москвы). Тираж был невероятный - от 10 до 15 миллионов экз.
- Слушай, ну не может же быть, чтобы они её не сохранили и не выставили! - поделился я своей мыслью с коллегой по походу в ЕЦ makeev_dv.
- Да, по идее, где-то должно быть...
Мы начали искать вместе. Обошли заново весь зал, кругом. Пересмотрели всё. Неа - нету "Недайбога!".
- Фигассе... нету, слушай.
- Мда. Нехорошо-с. Застеснялись, что ли?

Однако через полгода мне прислали отклик в ФБ - оказывается, "недайбожка" всё-таки там есть!
Нужно было отодвинуть ящик стола одной из выставок. Там внутри она и лежит, типа. Однако есть не знать, что ящики под столами можно выдвигать, то найти её - без шансов. Т.е. всё равно что нет. Поэтому прошу следующих экскурсантов проверить, где именно она лежит.

9. Отсутствие "недайбога" сильно разочаровало меня. Ну что поделать, смотрим остальное. В надписях-пояснениях вот что ещё интересно: кого из тогдашних "героев" хвалят, а кого поливают грязью. Судя по ним, Коржаков, Сосковец и Ко - антигерои, они облиты мочой; а Чубайс и Ко - герои. Они, несмотря на историю с "коробкой из-под-ксерокса" (тм) - молодые прогрессивные богатыри. Причём сама история с коробкой и наличными долларами упомянута намёками - про неё толком не говорят. Это мы, замшелые совки, помним :) А молодёжь, которую массово пропускают через эти залы - она как не знала, так и не будет про это знать.


10. Выборы-1996, как видите, показаны тут "честными, прозрачными, конкурентными", они "соответствуют всем признанным международным критериям". Хм...)


11. Следующий зал - "чеченский". Здесь я был вообще разочарован: по сути, почти никакой информации из содержимого не получить. Сделано в стиле унылых формальных музеев - и куда только весь предыдущий креатив подевался? Зал, в котором несколько кратких комментариев главных событий, и всё. Кое-ккие фото. Из подписей никакой конкретики не узнать: откуда, к примеру, у чеченцев образовалось столько оружия? За что вообще воевали российские войска, какие у них были цели? Почему, несмотря на взятие главных городов, пришлось из них уйти? Каковы были условия Хасавъюртского мира? Что сделалось с многочисленным русским населением Чечни, какова была судьба беженцев? Ну и конечно, ложку дёгтя довершает употребление тогдашнего мерзкого словечка оппозиционных СМИ - "федералы", "федеральные войска". Так и повеяло бегающими глазками Березовского, от этих стендов... Хотя он, конечно, не имел к ним никакого касательства.


12. И даже в коротенькую справку по теракту в Будённовске умудрились напустить максимум туману. И куда только подевались рубленые, чеканные, конкретные и понятные пояснения залов 1987-1992 годов? Кстати: нигде не употребляется слово "террор", "террористы" - что тоже интересно. "Боевые группы", "боевики" - но никак не террористы.


13. Уничтожение Дудаева, правда, упомянули.


14. Ни слова об условиях Хасавъюртского "мира" и о ближайших последствиях этого (хотя повествование ЕЦ идёт до конца 1999 г.). Нигде не сказано, что сразу же после этого "мира" Чечня-Ичкерия превратилась в "чёрную дыру" Кавказа и в источник банд, которые вторгались во все соседние республики. Словом, "чеченский зал" я оцениваю как крупнейший провал Ельцин-Центра в плане отображения реалий, если уж они на это претендовали.


15. "День Шестой" повествует про второй срок Ельцина.


16. Здесь целый зал сделан "медицинским" и оформлен со всякими синусоидами, а также обложен "больничной" плиткой. Подробно повествуется о ельцинской эпопее с шунтированием и докторами, что впрочем логично.


17. Много стендов уделено отображению розово-сахарного асисяя с Западом и всесторонней дружбе с западными партнерами - в противовес практике предыдущей "тоталитарной системы". Почётное место уделено вступлению России в элитный клуб G7, который превратился в G8.


18. Есть и про визит королевы Елизаветы II. Действительно, это был единственный в истории такой визит.


19. В общем, всё шло хорошо, несмотря на мелкие недостатки! :)


20. Эти залы уже светлые, оптимистичные (кроме медицинского). Разительный контраст с тёмным подвальным коридором советской эпохи, показанным мною в части 2.


21. Шикарная схема основных экономических индикаторов РФ на всю стену. Курс доллара, цена нефти, биржевые индексы и проч.


22. Но здесь, среди сахарной патоки и бодрых описаний наступившего щастья, я искал главное - есть ли хоть что-то про приватизацию промышленности и сырьевых компаний? Про залоговые аукционы? Словом - про глубинные изменения в постсоветской России, пусть даже и в комплиментарном духе. Упомянуто ли это фундаментальное экономическое явление? Например, "...была проведена успешная приватизация, которая послужила целям ... и ..., и помогла тому-то и тому-то...". И хотя бы что-то про её масштабы - "...продали такие-то и такие-то советские монстры, их эффективными владельцами стали те-то и те-то успешные менеджеры". Но увы - про это ничего. То есть, совсем ничего. Упомянуто только то, что выросло число граждан, адаптировавшихся к "изменившимся реалиям". Вот такая загогулина, понимашь...(


23. Времена дефолта поданы тоже осторожно, без сильных эпитетов. Упоминается нарастание "антипрезидентских сил", правда - аккуратно. Никаких злобных эпитетов, вполне спокойно. Из переметнувшихся в стан врагов Ельцина упомянут Ю.Лужков. И почему-то снова приходят в правительство... коммунистические деятели, на уничижительный показ которых ранее израсходовано так много плакатов! :)


24. Примыкает к этому залу полукруглое пространство, где на экране идёт перечисление основных соратников президента Ельцина с показом их фото, вплоть до В.В. Путина. Стоишь, а перед глазами постепенно развёртывается панорама тогдашних деятелей (конечно, за исключением сосковецко-коржаковской клики).


25. Заключительный "День" - и нас ждёт ещё одна изюминка. См. ниже :)


26. Волнующий момент 31 декабря 1999 года...


27. А вот и он, сюрприз: после этого стенда надо войти в следующую дверь, и нас ждёт... перенесённая сюда обстановка кремлёвского кабинета Ельцина!


28. Очень здорово и наглядно! Это одно из самых популярных мест в ЕЦ, наряду с залами Перестройки и Девяносто Первого года. Дух времени захлёстывает с головой.


29. Народ тут непрерывно селфится и снимается на память. Но есть нюанс: тут свободно разрешено фото и полностью запрещено видео. Единственный уголок ЕЦ, где это нельзя. Причём за тем, чтобы посетители не снимали видео, внимательно следят пара охранников по углам.


30. В кабинете смоделирована обстановка 31 декабря 1999 года, когда Б.Н. Ельцин обращался к нации с прощальной речью.


31. Каждые полчаса (или даже каждые 20 минут - точно не отследил) молчание на мониторах прерывается, и начинается трансляция новогоднего обращения президента. Люди стоят, и не дыша, слушают. Да, я тоже его помню - как вчера. Потрясение было сильнейшее, ну и конечно, радость от этой новости зашкаливала. Как сейчас помню, тогда залпом выпил полстакана водки, на эмоциях, за новогодним столом!


32. Вид рабочего стола Ельцина, сзади.


33. И наконец, из президентского кабинета посетитель через небольшую дверку (вон та, что слева в зеркале отразилась) попадает в огромный и светлый Зал Свободы. Он с одной стороны зеркальный, а с другой огромные панорамные окна выходят на пруд и парадные вида Екатеринбурга. И это представляет собою полный контраст с чёрным советским подвалом, в тяжёлой обстановке которого каким-то чудом вырос в крупного деятеля смелый и энергичный уральский паренёк Борис Ельцин.


34. Между окнами Зала Свободы крупно сияют главные достижения ельцинской эры: все виды свобод.


35. Торец стены указывает название зала.


36. В другом углу огромного зала отведено место для активностей: там проводятся занятия с детьми, кружки. Кстати, обратите внимание на молодых людей справа. Именно такой возраст экскурсоводов и ведущих (23-30) и преобладает в Ельцин-Центре, ставка делается на людей младше 30-ти.


37. Можно встать строго в середине любого высокого окна и посмотреть вдаль. Прямо на нас смотрит Спас-на-Крови, построенный на месте Ипатьевского дома - места расстрела бывш. царской семьи, снесенного по инициативе Б.Н. Ельцина, которому посвящён этот самый центр. И напоминает он нам о неоднозначности русских свобод и о прихотливом переплетении разных ипостасей российской истории.


* * *
Как видите, я не смог уложиться в пять частей - музей ЕЦ огромен по площадям. Но осталось уже совсем немного: осмотреть центральный подкупольный зал с наградами и подвести общие итоги показанного. Что получилось, а что не очень? Как ко всему этому относиться?
Об этом - в заключительной части.

Окончание следует
Tags: Екатеринбург, Третья Смута, анализ, идентичность, исторические газеты, ревизионизм, уход в историю
Subscribe

Posts from This Journal “Екатеринбург” Tag

promo periskop april 5, 11:03 55
Buy for 300 tokens
Постоянные читатели блога обратили недавно внимание на то, что здесь стали редко появляться большие фотопосты с рассказами. Это совершенно так - потому что я с начала года вовлечен в сложный, но интересный проект. А именно, создаю путеводитель по Транссибу, книжного формата. Это тесно увязано и с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 103 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →