Перископ из глубин Тихого океана (periskop) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop

  • Mood:

Красноярск. Осколки античной советской авиа-цивилизации

На обратном пути с Олимпиадинского ГОК у меня было в Красноярске полдня между самолётом и поездом, и я решил поисследовать северную часть города. Вместе с красноярцем Артемом (с которым мы полгода назад ездили к Красноярской ГЭС и в Дивногорск) мы проехали ряд интересных объектов и в разговоре он упомянул, что на Взлетке остался целым и старый советский аэровокзал, ещё сталинского проекта. Я сразу же загорелся идеей и предложил немного скорректировать маршрут и проехать туда, посмотреть своими глазами.

Старый аэровокзал Красноярск-Северный действительно цел и посейчас


2. ...И мы поехали! По пути к цели, проезжая по Взлетной улице, я заприметил и остаток аэродромной инфраструктуры.


3. Остановились. Явно ангар для обслуживания старых самолётов средней вместимости. Ил-14, как минимум - а то и Ан-10 с с Ил-18.


4. Интересно, почему он уцелел? Может, его под что-то предназначают? И можно ли пройти внутрь?


5. Оказалось, можно, он открыт. Заглянули.


6. Ангар здоровенный. Высота явно позволяла принять внутрь и Ту-104, и Ил-18. Но что тут будет сейчас?


7. В общем, удивительное дело. Но приятно, что он ещё цел, этот пласт транспортной истории. Хотя, состояние внутри так себе.


8. Наконец, подьехали и к старому аэровокзалу Красноярск-Северный. До 1981 г. это был основной аэропорт города, так что он застал даже и Ту-154, а не только первое поколение реактивной авиации.


9. Правда, сейчас римский форум заняли лангобардские пастухи с козами и коровами аэровокзал загажен лошадиными дозами визуальной рекламы и торговлишкой.


10. Но хотя бы здание цело. Спрашиваю Артёма:
- А внутри как? Хоть можно посмотреть?
- Конечно! Там магазины, и в одном из них даже можно свободно снимать.
- Давай зайдём!


11. На фронтоне явно что-то было, но сейчас сбито.


12. Главный зал аэровокзала занял довольно большой хозмаг.


13. И сквозь проложенные под потолком трубы и светильники просвечивала высокая советская античность. И даже оригинальные люстры висят, они уцелели!


14. Целы и колонны, и лепнина. Только шумерские козопасы торговцы одели их в свой декор.


15. Самое интересное, что магазин действительно был дружелюбен к интересующимся транспортной историей и разрешал свободно снимать на территории!


16. Молодцы. Но вот сам зал изрядно изуродован постсоветской инфраструктурой.


17. Зато всё пока цело. Может и правда, когда-то, в будущие времена, этот парадный зал храма авиации и очистится от торговой шелухи.


18. А вот соседнему залу под другим магазином уже так не повезло, тут много декора оказалась содрано и лепнина упрятана под прогрессивные европотолки.


19. Кое-что осталось от декора и снаружи. Но не всё (см. фото №11, например).


20. Ну ладно. Идём дальше - тут рядом автовокзал, и его посмотрим.


21. Вернувшись домой, стал смотреть историю этого места в эпоху советской послевоенной античности. Она оказалась весьма интересной. Открыли аэровокзал в 1954 г., с развитием массовой авиации, а аэропорт построили ещё раньше, в войну.

(из жж kraevushka)

[...] В 1941 году в нашу страну на переговоры вылетел заместитель государственного секретаря США Самнер Уэллс. Его маршрут пролегал через Аляску и Якутию с остановкой в Красноярске. Здесь американскому представителю устроили официальный приём с руководством крайкома и крайисполкома Красноярска. Было достигнуто соглашение, что в нашем городе откроют необходимый аэродром, для принятия американских самолётов.

Такой аэродром был построен на территории нынешних улиц Взлетной и Молокова. Над сооружением первой части бетонного покрытия взлетно-посадочной полосы аэродрома трудились японские военнопленные. К концу 1943 года было построено уже две бетонные взлетно-посадочные полосы длиной 1000 метров и шириной 80 метров, четыре ангара, служебные здания, технический склад, гараж, жилые дома и прочие сооружения.

(+)

22. ...и уже летом 1954-го к вокзалу такси-"Победы" подвозили пассажиров поршневых Ил-ов и лицензионных "Дугласов".

(из жж kraevushka)

23. 1973 год. Это расцвет аэропорта. По полю идут экипажи Красноярского авиаотряда.


24. Конец 1960-х. Красивое здание, безусловно!


25. Специализировался аэропорт на Ил-18, это была основная рабочая лошадка Красноярска-Северного.


26. Вот ещё, он же.


27. И ещё!


28. Более того. Роясь в архивных фото, я нарыл фото и того самого ангара, который обнаружил на ул. Взлётной с березками на крыше! Вот он, смотрите:


29. Он и вправду принимал Ил-18 на обслуживание, как я и предположил, осматривая его изнутри.


С развитием авиации аэропорт перенесли в Емельяново, подальше от города. Красноярск-Северный закрылся только в 1988-м. А эту территорию в постсоветское время стали застраивать жилыми микрорайонами.

30. А вот и автовокзал. Он обыденный, без изысков.


31. Оглянемся ещё раз с крылечка автовокзальной блинной на античный аэровокзал...


32. И идём к машине, ехать дальше.


Впечатление, конечно, от увиденного двойственное. Когда-то, после падения Римской империи всякие аланы, остготы и лангобарды пасли своих коз на опустевших римских форумах и колизеях. И глядя вот на эту цвестасто-вывесочную феерию постсоветской торговой цивилизации в ампирных залах бывшего аэровокзала, я вспомнил про ту давнюю историю. Есть в этой ситуации нечто похожее. Интересно, почему бы городу не привести в порядок это чудесное здание и не отдать его, скажем, под дворец творчества молодёжи, или хотя бы под музеи и художественные выставки? А то выглядит как примитивное хозяйствование пастухов-лангобардов на руинах высокой римской цивилизации...

UPD. А вот немного про судьбу ангара:
Музей истории освоения русского Севера может появиться внутри или на месте заброшенного ангара на ул. Взлетной, 1а. С такой инициативой выступает местное отделение Русского географического общества.

33. Далее наш путь лежит к станции Красноярск-Северный, что на грузовом обходе Транссиба. По пути увидел самолёт-памятник.


PS. Начало похода по Красноярску было тут (про аэропорт Емельяново).
Tags: underground, Красноярск, Советский Союз, авиа, архитектура, реалии торговли, самолеты моего детства, уход в историю
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Технический пост

    Правила поведения и френд-политика Информационное взаимодействие и реклама Оставить мне личное сообщение ------------------------------…

  • На маленьком катере на Вайгач

    Если кто-то следил за прошлогодним циклом Варандея про его экспедицию на о. Вайгач, то теперь можно ещё и посмотреть на Вайгач по видео. По наводке…

  • Заледенелый Кронштадт в день 100-летия РККА

    Вчера, в день столетия Красной Армии, рванули вместе с flackelf в заледенелый Кронштадт. Ниже - немного зарисовок оттуда, в этот раз…

  • 100 лет Красной Армии

    Сегодня - 100-летие Красной Армии, отсчитываемое от Декрета СНК "Социалистическое отечество в опасности!". Столетие случается не каждый год и даже…

  • Проект "Ивановская Ласточка" движется

    Будете смеяться, но проект "Ивановская ласточка" движется и обещает даже сделать локальный переворот в сообщении Иваново - столица, сократив его…

  • Ещё об эпическом переходе в створе Туристской ул.

    Осенью в блоге всплывала тема "перехода смерти" на Туристской ул., где периодически погибают или травмируются люди, со среднегодовой интенсивностью…

promo periskop апрель 13, 2016 11:03 109
Buy for 300 tokens
Уважаемые читатели, друзья, коллеги! Уникальному железнодорожному порталу «Веб-энциклопедия Транссиба» для дальнейшего развития требуется глобальная реконструкция. Если не вдохнуть в проект новую жизнь, то он может умереть :( О проекте Transsib.Ru Сайт TRANSSIB.RU – это некоммерческий проект,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 81 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →