Перископ из глубин Тихого океана (periskop) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop

  • Mood:

Саграда Фамилия без глянца

Давайте немного отвлечемся от транспортных сущностей и посмотрим архитектуру. А точней, осмотрим снаружи самое странное здание в Барселоне. И одно из наиболее странных, что я вообще видел в жизни. Имеется в виду храм Святого Семейства, или просто Саграда Фамилия.

Это не собор, как многие думают, а просто приходская церковь. Но самое интересное свойство данного объекта - это невероятный для нынешних времён долгострой. Строится он с 1882 года, и конца-края до сих пор не видно. Первые 128 лет это сооружение стояло просто недостроем, но в 2010 году храм освятили и сочли возможным проводить внутри службы. Так что уже 7 лет это церковь, а не просто долгострой. Храм пользуется бешеной популярностью среди туристов, и является фишкой №1 в Барселоне. Надо признать, что вычурность и странность здания действительно зашкаливает, даже если смотреть только достроенные фасады. Так что неудивительно.

Так сложилось, что в Барселоне я жил совсем недалеко от С.Ф., метров всего в восьмистах - и имел возможность прогуливаться до неё много раз. И действительно приходил сюда несколько раз, пытаясь понять великий замысел Гауди. Что из этого получилось - читайте ниже. Посмотрим эту сущность поподробней. И без глянца - а вот просто как она есть в жизни.



2. Саграда Фамилия видна с очень многих точек города, как своеобразная доминанта. Узнать её можно сразу - силуэт странный, и дырчатые башни с "ушками" поневоле бросаются в глаза. Когда-то её решили строить в самом бедном районе тогдашнего города, но с тех пор утекло много воды, так что сейчас это если и не центр, то очень даже недешевый район.


3. Можно оценить и то, как она смотрится с горы Монжуик. С.Ф. слева, тёмный её силуэт узнаваем и ошибиться невозможно. Пока она без центральной башни (башня Иисуса), которая будет построена в самом конце процесса.


4. Давайте подойдём к ней со стороны проспекта, который ведет от моря - по carrer de la Marina, или улица Марины, как я её окрестил. Уши Саграды Ф. торчат издалека.


5. Они реально странные. "Уши" - условное название, это на башнях установлены такие кресты, вид в профиль. Как они смотрятся анфас, видно на фото 33.


6. Подход со стороны парадного проспекта Марины обозначен одной из двух помоек, которые расположены непосредственно у храма. Не знаю почему, но в Барселоне принято выставлять мусорные баки для вывоза на самых видных местах площадей и улиц. Такой вот обычай. Тут - не исключение. А поскольку место здесь очень хлебное, то баки часто проверяют нуждающиеся, открывая и заглядывая в них в поисках добычи.


7. Можно пройти немного за мусорные баки, и тут ракурс будет поприличней. Тут виден фасад Рождества, с которого и началась эта долгая стройка. Его строили ещё при жизни Гауди.


8. Башни с "ушками"-крестами.


9. Абсолютно всё здесь очень странное. Симметрию и какие-то зачатки традиционного канона искать бесполезно.


10. Например, овощи-фрукты на навершиях.


11. Собственно фасад Рождества произвёл на меня неоднозначное впечатление: как будто гигантский великан положил на прочный каркас гигантский кусок жидкой глины, и он потом начал растекаться вниз, а при застывании массива некие умельцы начали из этой глины лепить фигурки.


12. Меня не покидало ощущение застывающей глины, медленно стекающей вниз.


13. Вот ещё, очень странный фрагмент (рождественская елка?). Нет, конечно, все эти элементы аллегорически объясняются, они со смыслом - и тем не менее всё это смотрится крайне необычно.


14. Не менее интересно, чем само это здание, созерцать и толпу туристов вокруг. Толпа вокруг Саграды Фамилии неслабая - примерно, как три толпы перед Спасом-на-Крови в Питере в высокий сезон.


15. Кто-то просто смотрит, запрокинув голову. Кто-то медитирует. Но в основном народ занимается генерацией миллионов саградо-фоточек.


16. Снимков генерируется очень много. Очень! Примерно 60% из них - на смартфоны-лопатники.


17. Вот на этот вид смотрят.


18. Есть и более хитрые. Они не стоят, а сидят. Наискосок от храма есть вермутная, там можно сесть прямо с видом на него, пить недорогой вермут и фтыкать на шедевр Гауди.


19. Идёт и обыденная жизнь. Вот этот торговец моет овощи для салата в фонтанчике с портретом Гауди.


20. Портрет великого зодчего. Неподалёку отсюда он попал под трамвай, в 1929 году и похоронен прямо в крипте этой же церкви.


21. Теперь давайте пересечем проспект Марины и будем смотреть другие фасады.


22. Башни этого фасада только готовятся взметнуться ввысь.


23. Нескончаемая стройка.


24. С этой стороны храма, напротив вермутной тоже помойка. Аккуратная, европейская, закрытая, но всё же она. Пункт вывоза мусора. Интересно, вот не так давно Зялт-Варламов писал про Тбилиси - дескать, там помойные баки ставят прямо на главных улицах, и это нехорошо-с, ребята грузины. А обратил бы он внимание на барселонский обычай или пропустил бы его, утопив в урбанистических восторгах? :)


25. Ризница-яйцо. Она потом будет симметричной, вторая пока не построена.


26. Вид с северной стороны.


27. И наконец, самый сомнительный по впечатлению фасад - портал Страстей Христовых. Сам Гауди его не начинал, опасаясь, что его замысел будет неоднозначно встречен жителями. Так что строить его стали уже позже, после 1954 г.


28. Этот фасад посвящён распятию Сына Божьего и связанными с ним событиями.


29. Лица у Христа почему-то нет - то ли пока недоделано, то ли такая аллегория.


30. Фигуры нарочито грубо высечены, и тоже производят странное впечатление.


31. Собственно исполнение фасада выглядит психологически тревожным. У меня было ощущение, что это человеческие кости, только увеличенные до огромных размеров.


32. С этой стороны тоже зрителей много. И ещё: среди них очень много японцев. Я насчитал за полчаса 6 или 7 групп. Не вездесущих китайцев, а именно японцев!


33. А вот так выглядит крест Саграды Фамилии анфас. Сбоку же - как "ушки".


34. В общем, этот фасад (Страстей) - самый неоднозначный.


35. Тут всё в хаосе. Стройка идёт.


36. А здесь расположен вход в храм. Зайти недешево - 20 евро сразу, или 14 по электронному билету.


37. Третий фасад - Славы - пока только в эмбриональном состоянии, и ничего по нему сказать нельзя. Он будет строиться в конце 10-х и начале 20-х годов XXI века.


38. Рядом с Саградой Фамилией - метро. Прямо ну вот совсем рядом, причём с двух сторон. Так что добираться сюда предельно просто. Вот мы и обошли её кругом.


39. Второй раз я сюда пришёл в ясный яркий день, а третий - вечером, когда солнце уже заходило, и наступали сумерки.


40. Вот тут подсветка фасада Рождества только начинает зажигаться.


41. Вид на храм со стороны вермутной. Отсюда он наиболее полно смотрится.


42. Подсветка мне не понравилась, если честно: здание становится "рыжим" и впечатление смазывается.


43. А вот ризница в сумерках становится загадочной и таинственной.


44. Прямо рядом находится Макдональдс - так что если нужен интернет или туалет, имейте в виду :)


45. Фасад Страстей подсвечивался намного меньше и более аккуратно. Но в сумерках впечатление того, что он сложен из разных костей - берцовых, кистевых и прочих, только усилилось.


46. В общем, с каждым новым походом к храму желание идти внутрь у меня почему-то убывало. Первый раз я был полностью уверен, что пойду, второй - уже менее, а после третьего визита решил, что пока не стоит. Лучше поеду смотреть транспорт, его и выбрал. Может, в следующий раз?


И ещё. Замыслом великого Гауди мне полностью проникнуться не удалось. Странное и неоднозначное здание. Когда я поделился своими сомнениями в ФБ, тамошние эстеты меня гневно заклеймили, как неуча, ничего не понимающего в настоящем искусстве. Но, если честно, это строение у меня не вызвало внутреннее ощущение Храма Божьего - то есть сакрального места, где человек общается с Господом. Было ощущение, что это какой-то смелый цирковой эксперимент или супер-необычная фишка специально для туристов. Конечно, это произведение искусства, с этим спора нет - но ощущения Храма у меня так и не возникло. Кстати говоря, многие рафинированные испанцы-от-искусства тоже серьезно критикуют это здание - так что не я один не проникся. Но, может быть, потом ещё проникнусь... Как хамоном - говорят, его надо сьесть на 300 евро, чтобы полюбить, но не раньше, а до этого он не особо вкусен :)

47. И в заключение, про срок достройки. Официально считается, что храм должны достроить к 2026 г. И так везде и пишут. Но на месте я встретился и с другим мнением: что реально, по нынешней скорости сооружения, Саграда Фамилия полностью будет достроена и отделана только к 2060-2062 гг. И если это так, то в завершённом виде храм увидят очень немногие из тех людей, которые сейчас читали этот пост.


На десерт, наглядное краткое видео, как храм должен выглядеть в итоге:



В общем, если всё достроят, как должно, то Саграда Фамилия когда-то станет наивысшим культовым зданием на планете Земля: высота центральной Башни Иисуса предполагается в 170 м. Такой высоты у храмов сейчас нет.
Tags: Барселона, Испания, архитектура
Subscribe

Posts from This Journal “Барселона” Tag

promo periskop april 13, 2016 11:03 109
Buy for 300 tokens
Уважаемые читатели, друзья, коллеги! Уникальному железнодорожному порталу «Веб-энциклопедия Транссиба» для дальнейшего развития требуется глобальная реконструкция. Если не вдохнуть в проект новую жизнь, то он может умереть :( О проекте Transsib.Ru Сайт TRANSSIB.RU – это некоммерческий проект,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 178 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →