Перископ из глубин Тихого океана (periskop) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop

  • Mood:

Географическое невежество: население китайских городов

В блогосфере и в информпространстве в целом очень часто фигурируют совершенно фантастические цифры населения городов Китая. Честно, я уже устал читать эту дикость. Вот, например, такое недавно у меня в блоге:
Харбин побольше Москвы, а Дацин и Цицикар больше всех миллионных городов Сибири вместе взятых.

И в заголовках такое ставят (см. заглавную картинку). И такого в Сети - море разливанное.
Самый яркий (и частый) пример вопиющего географического невежества - "Чунцин - самый большой город мира (Китая)". Но и с другими мегаполисами КНР та же история: озвучиваются дичайшие цифры, и доморощенные "аффтары" даже не вникают в суть. Этим же страдают не только блогеры, но и информационщики из многих серьёзных информагентств, которые вроде бы обязаны подходить к озвучиваемой информации ответственно.


В чём же тут фокус и почему это является географическим невежеством?
А потому, что в Китае после административной реформы к территории больших городов с плотной застройкой присоединены обширные территории не только пригородных зон, но и сугубо сельских уездов, а иногда даже и национальных уездов (прецедент Чунцина, четвертого города центрального подчинения). Фактически, можно говорить о том, что под управление городских правительств переданы обширные территории, иногда достигающие размеров средней области РФ типа Челябинской или Ленинградской. Но внутри этих теперь сложных структур остались и многочисленные города, которые стали как бы "городами второго уровня", и сёла с посёлками. И то, что сейчас юридически считается городом - фактически многослойная "матрёшка", где собственно город с его границами, обозначеннными на дорогах для автомобилистов, занимает 5-10% площади.

Почему и зачем китайцы затеяли такую реформу и в чём её смысл - тут слово китаеведам, и возможно, они дополнят этот пост. Однако факт, что собственно город (Urban area) - только некоторая часть общей территории, которая находится под управлением городских правительств центрального и субпровинциального подчинения.

Давайте посмотрим, как это выглядит, на примере Харбина.
Больше ли он Москвы и сколько в нём реального населения?


Вот схема территорий в подчинении правительства города Харбина субпровинциального значения:


Общая площадь всех территорий - примерно 53 тыс. кв.км., это примерно в 2 раза больше Тульской области РФ.
Собственно город Харбин без вложенных "матрёшек" из них представляют только 6 районов (обозначены красным).
Ещё три района с пригородами-спутниками, тяготеющими к мегаполису (и где есть свои суб-города) очень условно могут быть отнесены к городу (обведены красным, цифры 7-9).
Всё. Остальное - не просто отдалённые районы, это уже сельские уезды и уезды с другими городами.

Вот таблица, можно вычислить реальное население:


Получается, что в Харбине живёт 4517 тыс. чел. Нет, это явно не Москва.
Это примерно Питер, за вычетом Пушкинов-Колпино-Петергофов и прочих пригородов.
Если же прибавить к ядру города ещё и пригородные районы (некоторые из которых суть тоже исторические отдельные города), то с натяжкой выйдет 6703 тыс. чел.
А учтённое население Москвы по переписи 2010 - 11503 тыс. чел (без агломерации и Новой Москвы).
Так что выходит, 4517 против 11503 - Харбин более чем вдвое меньше Москвы.

То же самое с пресловутым Чунцином.
Площадь территорий под управлением правительства города центрального подчинения - 82 тыс. кв. км.
Это примерно эквивалентно территории Ленинградской или Челябинской области, всей. Вот такой вот "город".
Адекватная раскладка территорий есть в немецкой Вики.
Смотрите, желтым цветом - это город, а красноватым - пригородная агломерация, непосредственно к нему примыкающая:


Считаем, сколько же живёт в Чунцине? Что, и правда 28, 33, 39 миллионов? (величина цифры зависит от степени неадекватности источника и может достигать произвольного размера).

Складываем 6 городских районов (желтый цвет), получается 4,5 млн.чел. Снова Питер без пригородов! :)
Можно прибавить ещё и 4 пригородных района агломерации - это ещё +3529 тыс. чел.
Итого, с натяжкой - 8042 тыс. чел.
Но туда, как и в Харбине, попали уже и города-спутники, местные реутовы-королёвы и мытищи.
Остальное - это уже "территории под управлением городского правительства" и даже 4 национальных уезда!

Или вот Сиань:


Там живёт около 4481 тыс. чел, если считать с пригородной агломерацией (Вэйян и Бацяо).
А непосредственно население Сиани - около 3,4 млн. чел., немногим больше Киева.

* * *
Теперь видите, насколько нереальные цифры китайских городов озвучиваются в прессе и блогах?
Надо быть внимательнее и стараться не становиться жертвой географического невежества.
Tags: Китай, анализ, жж, занимательная география, напёрсток
Subscribe

Posts from This Journal “Китай” Tag

promo periskop апрель 13, 2016 11:03 109
Buy for 300 tokens
Уважаемые читатели, друзья, коллеги! Уникальному железнодорожному порталу «Веб-энциклопедия Транссиба» для дальнейшего развития требуется глобальная реконструкция. Если не вдохнуть в проект новую жизнь, то он может умереть :( О проекте Transsib.Ru Сайт TRANSSIB.RU – это некоммерческий проект,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 170 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →