Перископ из глубин Тихого океана (periskop) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop

  • Mood:
  • Music:

"Вокзал для двоих": железнодорожный ракурс. Часть 1

"Вокзал для двоих" - один из самых "железнодорожных" советских фильмов.
Железная дорога отражена прямо и в названии, и в афишах на разных языках, и конечно же, в самом сюжете. Поэтому интересно посмотреть на фильм именно в "рельсовом" разрезе: что снимали, как снимали, почему именно это, а не то? Для моего транспортного разбора не очень существенны характеры, взбрыки поведения героев (кроме пары интересных и явно нелогичных моментов), любофф и прочие режиссёрские асисяи, поэтому я не буду особо их тут анализировать. Сосредоточимся на фактуре и деталях транспорта.


Как известно, железнодорожную часть фильма Рязанов снимал - для вящей выразительности - в четырёх разных точках. Это:
1) Рижский вокзал Москвы, переделанный в вымышленную станцию "Заступинск", которая в фильме показана транзитной, хотя сам вокзал тупиковый;
2) Витебский вокзал Ленинграда, где снимались в основном "внутренние" сцены;
3) Станция Лосиноостровская в Москве, Ярославского направления и виадук над ней;
4) "завокзалье" Московского вокзала Ленинграда (немного).

Так что развитие сюжета часто и почти мгновенно "прыгает" из Москвы в Ленинград и обратно, хотя для зрителя внешняя последовательность действий не нарушается и представляется естественной - режиссёр пытался изобразить усредненную большую транзитную станцию максимально выразительно. Понятно, что Рижский вокзал столицы СССР был выбран из-за его небольшого трафика, где можно было спокойно снимать и в момент ремонтных "окон" гонять киношные вагоны с массовкой; а Витебский в Ленинграде - из-за эталонной выразительности и колоритности его внутренних помещений. Почему Рязановым была выбрана именно Лосиноостровская, не совсем понятно. Впрочем, теперь уже и не спросишь.

Есть в фильме и главная загадка, ответ на которую я не знаю до сих пор.
Впрочем, о ней чуть ниже.


Но для начала взглянем на афиши, где "железнодорожная канва" изображена явно, как главная - на фоне которой разворачивается не менее 60% времени фильма.

Афиша 1, русскоязычная.


Афиша 2, английская.


Главная же загадка фильма состоит вот в чём: сценаристы (двое - Брагинский и сам Рязанов) почему-то построили сюжет вокруг нереального и полностью устаревшего к тому моменту логистического процесса - в 1982 году (!!!) пассажиров якобы централизованно кормили в станционном ресторане, и это при том, что все советские ПДС с продолжительностью следования более 9-10 часов уже в 1960-е почти поголовно были укомплектованы вагонами-ресторанами.

Централизованная кормёжка пассажиров поездов в вокзальных буфетах была по факту упразднена ещё при Хрущеве, в связи с внедрением вагонов-ресторанов в поездах. Расцвет же кормёжки пассажиров заранее сервированными горячими обедами на станциях - это дореволюционные 1900-1910-е, и потом 1920-30-е при Сталине. После войны этот вид питания быстро пошёл на убыль и в 1950-е исчез. И тем не менее, авторы сценария всё равно ставят его в центр сюжета.

Почему? Может, сценаристы просто взяли из памяти сцены своей поездной молодости и попытались их "пересадить" в 1980-е годы - при том, что сами в эти времена видимо передвигались уже в самолётах или СВ и актуальных реалий ж/д не знали. К примеру, сам Рязанов - 1927 г.р., т.е. кормёжку на станциях он вполне себе застал в молодости - в конце 1940-х ему было около 20 лет. При этом в сценарий были введены последние новации - например, "видак" (новейшее веяние тогдашней бытовой техники!) у спекулянтки Нонны Мордюковой на квартире. То есть он явно адаптировался под свежие реалии. И тем не менее, главной канвой фильма остался нереальный и устаревший к тому времени процесс.

Встречается и такой аргумент - пофиг, что режиссер нафантазировал. Это, дескать, неважно.
"Главное, люди и их характеры, а также талант в отображении человеческих отношений". Вот образец этой логики, и мой ответ на эту аргументацию. Так как я всё же думаю, что в режиссёрской фантазии должны быть границы, иначе получается нереалистично. Картина эпохи искажается.


* * *
Ну а теперь давайте посмотрим раскадровку и интересные детали эпохи.
Для наглядности, я везде оставил шкалу с минутами, дабы вы могли сразу же найти этот момент фильма. Если у вас есть дополнения или аргументированные поправки/ уточнения - пишите в комменты. Только просьба без истерик и соплей, все неадекваты будут вычищаться.

2. Ж/д часть начинается с того, что Басилашвили едет в купейном вагоне (место 11) и читает при этом "Новый мир" - любимый журнал прогрессивной советской интеллигенции. То есть, явно не инженеришка какой-нибудь бамовский или красноярский, а человек столичный, в трендах чтения искушённый, с рафинированным вкусом. Это можно понять ещё до завязки сюжета, прямо сразу.


3. Купейный вагон - какой-то из серий 1960-х, поколение до "белого аммендорфа", который пошёл в массы в 1970-е. Обратите кстати внимание, как вольготно открывались раньше окна.


4. Вагон протаскивают мимо Рижского вокзала, превращённого на время в вымышленный "ЗАСТУПИНСК".


5. Здесь у режиссёра сразу же ошибка: проводники картинно и синхронно спускаются из тамбура вниз, забыв протереть внешние поручни - что было строго обязательно по инструкции. Иначе пассажиры испачкают руки - поручни же в пути существенно грязнятся. Видимо, тех.консультант (если он был) этот момент тоже пропустил.


6. Поезд позиционируется как "Москва - Душанбе" (см. маршрутную табличку). В принципе, это логично: подразумевается, что эта станция - транзитная на пути в Среднюю Азию, ведь потом проводник Михалков будет этим же направлением везти чарджуйские дыни. Сам вагон - Московской ж.д., судя по трафарету.


7. Далее массовку пассажиров гонят в вокзальный ресторан, для централизованной кормёжки. По сюжету поезд стоит тут всего 20 минут - так что не знаю, как вообще пассажиру можно успеть поесть первое-второе (разве что быстро-быстро), выпить компот и ещё успеть рассчитаться наличкой с официантом. А если ему надо сдачу, к примеру, с пятёры?


8. Услуга в ресторане называется "Стол-Экспресс". Я пытался найти реальные фотки этой услуги, хотя бы за 1960-е - 1970-е - но нигде ничего не нашёл. Не выдумка ли это самого Рязанова? Судки, правда, реальные - такие действительно были в ходу в поездах. Первое закрыто крышкой, второе - открыто (не остыло ли уже?), ну и компот. Классический набор.


9. Судя по ёмкости столов, на горячий обед приходило ок. 60 пассажиров с поезда - в кадр попало 2 стола примерно по 26-30 чел. каждый.


10. Все быстро расселись. Любопытная деталь - у соседа Басилашвили маечка с принтом испанского чемпионата по футболу 1982 года. Это где Марадона блистал. По тем временам - дефицитная маечка, предмет зависти.


11. Близко показан культовый поездной стаканчик - "три ободка". Быстро бился, был тонок и не очень удобен в пути. Сейчас таких и не найти почти, побились.


12. Все быстро-быстро принимают пищу. При 20-минутной стоянке это надо сделать минут за 8, максимум 10. Потому что ещё - дойти от вагона, вернуться обратно да ещё и рассчитаться за обед наличкой и успеть получить сдачу.


13. Вот эта сцена тоже не очень логична - все просто второпях суют деньги, и всё. Никакого разделения зон расчёта между официантами. Как вообще за это микроскопическое время можно таким макаром рассчитать 60 человек, успеть всем дать сдачу, проверить деньги? А как потом отчётность? Никаких чеков, счёта и прочего нет. Отличный простор для мелкого присвоения денег обслугой :)


14. На окне трафарет - РЕСТОРАН. Герой пытается прорваться через завесу официанток. Забавно, но видимо это был другой сьемочный день, и поэтому на соседнем столе нет признаков полноценного обеда :)


15. Потасовка закончилась, Басилашвили посадили для разборок. В руках у него - "дипломат", тогда прям писк моды. Окно открыто. И на соседнем столе - чудесным образом снова полный набор остатков экипировки обеда :)


16. Ага, вот "душанбинский" киношный поезд показал хвост, и на соседнем пути мирно стоит явно рижский, фирменный. Который и должен стоять на Рижском вокзале. Показался на долю секунды.


17. Ещё немного Рижского вокзала. Кстати, что это за такие "шипы" на портупее у милиционера-Кононова, зачем они, кто знает? Разобрались, такая тень от закрученного провода рации.


18. Действие резко перескакивает на ст. Лосиноостровская, режиссёр фильма в роли начальника станции. Ракурс на лосиноостровский виадук. Потом он ещё не раз засветится в фильме, Рязанову он, видимо, показался зрительно очень выразительным. На спине у мента - рация начала 1980-х.


19. Вот тут виадук виден лучше. На столбе - аппарат мгновенного вызова милиции, такие уже тогда были.


20. Для сопоставления - мой кадр ст. Лосиноостровская 1999 г. Тот виадук - вдали. Судя по диспозиции, фильм снимали на том конце вот этой длинной платформы, где ближе к виадуку. Чтобы название станции и расписания не попадали в кадр.


21. Мы снова на Рижском вокзале. Вдали в углу - огроменный самовар, видимо, для кипятка и заваривания чая пассажирами (?).


22. Перескакиваем на Витебский вокзал, нижний зал. Смотрите, в то время (1982) выход на Загородный просп. был в центральный вход. Сейчас это всё наглухо закрыто и заделано.


23. Для наглядности, вид на фасад Витебского: 1 - это центральный выход, который на кадре 22. При СССР там был свободный вход-выход. 2 - это вход сейчас, одна боковая дверь с досмотром и рамкой. 3 - парадный вход в царское время, закрыт.


24. Справа от выхода был буфет №4 и столики. Любопытная вывеска: "Выпечные Изделия".


25. Работал буфет тогда только с 10 до 23 - что для вокзала, конечно, мало. Слева на полках видны вафельные и кремовые трубочки.


26. Вот интересный кадр - на столике расставлено пиво. Что за пиво пьёт sadalskij с собутыльником? Да "Адмиралтейское", конечно же! - местная ленинградская марка. Я его ещё застал в 1987-м, помню. Когда снова приехал в Ленинград в январе 1989-го, его уже не было в открытой продаже.


26а. Чтобы точно установить истину, можно посмотреть марку его камчатского клона, которые я постил летом. С корабликом - "Адмиралтейское" (8), нет сомнений! Только в фильме не клон, а оригинал с города на Неве.


27. Интересный плакатик с образцом сервировки банкетного стола.


28. Здесь неплохо видна марка минералки, которую заказал главный герой. Кто помнит, что за марка? :)


29. Там же, на Витебском в нижнем зале, стояли и телефоны-автоматы на межгород. Кроме остальных, была выделена группа "Москва", где можно было набирать сразу московский номер без доп. кода. Только жрал он не 2-копеечные монеты, а 15-копеечные.


30. Коробки югославского шампуня Arnica в руках у Гурченко. Задним фоном видны легендарные скамейки Витебского, деревянные и жёсткие :)


31. И мы снова на Рижском! Тот самый поезд-невидимка с кадра 16. И точно, рижский фирменный - на вагоне трафарет Прибалтийской ж.д. (стрелка), показали на долю секунды.


32. А вот приезжает разбитной и наглый Михалков-проводник. Вагон у него старый, плацкартный 1950-х, ещё с номером наверху.


33. Забавная окраска скамееек, трехцветная. Кстати, интересная деталь образа - весь верх у Михалкова МПС-овский, официальный, а вот вместо форменных брюк - джинсы. Тогда предмет дорогой и модный.


34. Отлично видны детали формы проводника тогдашней эпохи. Всё прям очень новенькое, нулёвое - как будто он только надел эту форму.


35. Ещё одна крайне нелогичная сцена, которая меня и сейчас поражает: это когда Басилашвили доверчиво отдаёт паспорт рядовому проводнику с проходящего поезда. Понятно, что так надо было по сценарию - но тем не менее! И не просто отдаёт посмотреть, но ещё и не забирает, когда тот (Михалков) не отдаёт его и бежит с ним обратно в вагон. Это лоховство в квадрате, если честно. Отдать паспорт непонятно кому - да в то время можно было сразу на уши поставить наглеца. На вокзале-то, где милиция и куча железнодорожников!


36. Вагон этот михалковский очень колоритный. Смотрите, какой пульт управления архаичный!


37. Внизу слева видны подстаканники и маленький заварник.


38. М-м-м, какой пульт у этого старого плацкартника! :)


39. А вот очень достоверная деталь: в кадре на секунду мелькнул большой заварник (стрелка). Именно в таком и заваривали чай на весь вагон, а потом с него подливали в стакан с кипятком. Видимо, киношникам дали экипированный вагон с депо, где был уже весь положенный комплект.


40. Ещё одна иллюстрация, как хорошо тогда открывались окна.


41. Очень уютный вид вдоль фасада Рижского вокзала.


42. Бац! И мы снова в Ленинграде, на Витебском! Этот зал ни с чем невозможно спутать :) Запомните, кстати, чувака справа в цветастой курточке.


43. Вот этот зал сейчас (моё фото 2014 г.). У стены сейчас стоят киоски с сувенирами, и фирменный киоск ф-ки Крупской.


44. А это они прошли в соседний зал, кассовый. Тогда у стены стояли ностальгические справки-"веера". Я по детству, помню, обожал их. Нажмешь, к примеру, кнопку "Чимкент" или "Челябинск" и зачарованно наблюдаешь, как машет аппарат городами от буквы А до буквы Ч. Также в кадре снова засветился чувак с цветастой курткой с кадра 42.


45. Любопытнейший вид касс изнутри. Принадлежность к Витебскому вокзалу выдаёт фирменный ленинградский "кораблик" в центре.


46. Вот только кассирша в очень уж легкомысленной вышиванке какой-то, прокол. Тогда кассиры одевались значительно строже, и были в основном в форменной одежде. А если и не в форменной, то в строгой одноцветной.


47. И снова междугородний автомат на Витебском.


48. Вокзальное окошко смотрит на Загородный проспект.


49. Перед выходом - мороженщица. Помните же те ленинградские кораблики со снежинкой? Потом они как-то внезапно исчезли, на рубеже 80-х - 90-х. А ведь красивая эмблема была...


50. И наконец, выход на Загородный проспект. Никаких тебе рамок и ограничителей, граждане идут, как Бог на душу положит. А снаружи трамвай идёт, со стороны Техноложки.


PS. Пока всё, для первой части. В продолжении будет много Витебского вокзала, но для этого мне надо туда заехать и поснимать некоторые сравнительные детали.

Для разбора использовалась HD-версия "Мосфильма" в Youtube.

Ссылки:
1. По местам съёмок фильма «Вокзал для двоих»
2. «Вокзал для двоих»… киноляпы

Окончание

Tags: Советский Союз, анализ, железные дороги, идентичность, реалии торговли
Subscribe

Posts from This Journal “Советский Союз” Tag

promo periskop april 13, 2016 11:03 109
Buy for 300 tokens
Уважаемые читатели, друзья, коллеги! Уникальному железнодорожному порталу «Веб-энциклопедия Транссиба» для дальнейшего развития требуется глобальная реконструкция. Если не вдохнуть в проект новую жизнь, то он может умереть :( О проекте Transsib.Ru Сайт TRANSSIB.RU – это некоммерческий проект,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 263 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →