Перископ из глубин Тихого океана (periskop) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop

  • Mood:

Рассказ о Пассажирском форуме. Общее впечатление + немного аналитики

Обещанный рассказ про Пассажирский форум, который состоялся в Москве в середине прошедшей недели (20.4).
Формат его был не совсем такой, как я полагал изначально, однако интересных нюансов по развитию пассажирских сервисов и общей динамике процесса было озвучено не так мало. Поэтому под катом - как общие впечатления, так и аналитика, которую я заснял прямо на экранах или взял в формате pdf.


Вопросы, которые я собирал для Форума предварительно, пригодились в другом формате общения. А именно - в ответах на вопросы руководителей РЖД и пасс. комплекса в ходе прямого общения прямо на Казанском вокзале. Кое-что прояснил для себя и в кулуарах Форума. Впрочем, об этом подробней - тоже внутри поста.


2. Проходил Пассажирский форум прямо на Казанском вокзале - и как мне сказали, впервые в таком формате. Регистрация участников - вот отсюда, с Царской башни вокзала.


3. При этом, зал для регистрации, гардероб для участников и сессионный зал для заседаний были в разных концах вокзала, поэтому участники ходили туда-сюда прямо через зал ожидания вокзала, наполненный пассажирами. Можно сказать, этакое невольное врастание во внешнюю пассажирскую реальность :)


4. А для заседаний на пару дней выделили один из залов ожидания "повышенной комфортности". Оттуда всё вынесли и разделили на две части - выставочную и сессионную. Разгородили такими щитами. Это вид с "выставочной" стороны, а прямо за фанерками - соббственно зал заседаний. Так что можно было, сидя на секции, смотреть вверх на художественные росписи потолка вокзала. Интересное ощущение :)


5. И ещё, важная деталь. Кроме секций по видам деятельности (дальнее следование, пригород, сервисы) в промежутке между 1-й и 2-й секциями было организовано довольно оригинальное мероприятие: прямо на вокзале, недалеко от выхода на платформы, сделали выгородку и примерно с полтора часа руководители пасс. комплекса РЖД, ФПК общались с пассажирами. На некоторое время пришёл и президент РЖД Олег Белозёров, которые тоже отвечал на вопросы. На фото он - второй слева, а третий слева - ген. директор ФПК Петр Иванов, который, собственно, взял на себя основную тяжесть ответов на вопросы.


6. Надо сказать, что сперва народ не вполне просёк фишку, и можно было задавать вопросы легко. Но где-то за полчасика на мероприятие набежала довольно приличная толпа - охотников задавать вопросы стало очень много и пробиться с вопросами стало сильно сложней.


Как я уже тут упоминал, удалось задать вопрос Белозёрову по судьбе плацкартных вагонов в принципе (так как его предшественник Якунин грозился в перспективе извести их полностью). Интересно, что этот ответ стал отдельным инфоповодом и его сразу же растиражировали крупные медиа - начиная с Ленты.ру, затем ТАСС, РИА, Интерфакс и другие.

Глава РЖД дезавуировал прежнее "аристократическое" отношение к этому типу вагонов а-ля якунин и сказал, что "народный" плацкарт таки сохранится, он востребован и в дальних регионах (а Россия очень большая) является основным видом передвижения. Просто будет существенно обновлён парк вагонов - с чем пока не так просто, так как в основном строили купейники и двухэтажники. И нужно корректировать приоритеты.
(вчера прислали и ссылку на запись моего вопроса от РЖД-ТВ - можно просто послушать)

[...] Белозеров уточнил, что этот вопрос обсуждался с экспертным сообществом. «Пришли к выводу, что плацкарт нам нужен. Он пользуется популярностью, он дешевле», — сказал глава госкомпании. По его словам, есть у плацкартных вагонов и другие преимущества перед купейными: он, в частности, более приспособлен для перевозки детских групп, за которыми должны присматривать взрослые.

«Есть еще ряд специальных задач. И пассажиры обращаются к нам [с просьбами] сохранить такой традиционный вид движения. Мы смотрим, где это удобно и востребовано. Планируем плацкартные вагоны оставить», — резюмировал он.

Белозеров добавил, что при этом плацкарт должен становиться более качественным и комфортным. Федеральная пассажирская компания («дочка» РЖД), по его словам, намерена обновить плацкартный парк на 230 вагонов.


Второй вопрос задал П. Иванову, руководителю ФПК - по поводу технологии электронных билетов, "когда отменят распечатки? и будет возможность зайти в вагон, не ожидая отдельных списков?". Привёл ему пример, как в Питере пассажиры при посадке группируются на две очереди, одна из которых покорно ждёт "списков" и топчется на перроне, пока люди с обычными билетами просто проходят и садятся.

Он ответил, что планируется изменение порядка посадки по эл. билетам (регламент сейчас меняют) и вскоре можно будет заходить в вагон просто по документу, на который приобретался билет - проводники будут обязаны пропускать таких пассажиров. Вопрос в оснащении проводников считывающими устройствами, который сейчас решается.

* * *
Теперь о секциях Пасс. форума. Их было три, я послушал все.
Первая - общие вопросы пассажирского движения дальнего следования, вторая - пригородное движение, третья - сервис в поездах.

7. Сессионный зал заседаний.


По первой секции был довольно интересный доклад ВЦИОМ по поводу отношения пассажиров к видам передвижения и претензиям по части сервиса. Опрос проводился среди 800 чел. дальнего следования и 800 в пригороде по репрезентативной выборке в разных регионах России. Ниже - три слайда оттуда.

8. Как видите, поезд дальнего следования до сих пор имеет гораздо большее значение, чем самолёт, если принимать во внимание интересы жителей не только двух столиц (где относительная роль самолёта, конечно, выше). Но даже и скоростные поезда (ареал распространения очень узкий) стали играть немаленькую роль в пассажиропотоке.


9. В балансе передвижения на близкие расстояния электрички стоят на третьем месте. Автобусы их потеснили со второго.


10. А это - опрос, почему пассажир отказывается от ж/д транспорта, если есть выбор. Тоже интересная выборка.


11. В перерыве между секциями посмотрел выставку ж/д литературы, которая была в "выставочной" части зала.


Затем состоялась вторая секция, "пригородная".
Хотя эта тема от меня дальше, чем дальние сообщения - но неожиданно она получилась не менее интересной.
Порадовал общий настрой - транспортники в основном доказывали "экономистам" из правительства, что пригород у нас - это не "дойная корова" и ресурс для прибыли, а необходимейшая часть инфраструктуры, которая обеспечивает связность страны. В общем, то, что пригород - он не для гольной прибыли, а для нормального функционирования экономики в целом, вполне сейчас понимается и со стороны железнодорожников.

12. Парадокс: люди, ездящие часто, покупают в основном разовые билеты. Поднимался и вопрос о не очень умной тарифной политике по части абонементов - покупать его зачастую не очень выгодно, относительно разовых билетов.


13. Слайд про то, что пригород и в мире - отнюдь не "дойная корова", а планово-убыточный вид транспорта. Если его не поддерживать - он неизбежно умрёт.


14. Кто и как из крупных стран поддерживает пригород путём перекрестного субсидирования или прямой поддержки. Самая лютая политика - в Латинской Америке, где почти полностью приватизировали пригород, что привело к его обвальному схлопыванию.


15. Поддержка пригородного движения на примере Германии. Отмечалось, что если бы DB не дотировал пригородные перевозки по многу млрд. евро в год, то знаменитая германская межрегиональная связность быстро бы рухнула.


16. Ещё слайд, на тему себестоимости в пригороде. Тоже весьма наглядно.


17. Справа - гендиректор ЦППК Михаил Хромов, именно эта организация возит сотни миллионов пассажиров московской пригородной зоны.


18. Он сильно плакался по поводу безбилетников и вообще, множества провокаций и со стороны пассажиров и того, что транспортная полиция почти уходит из поездов, а у контролёров и охранников полномочий почти никаких.


Третья секция - по сервису в поездах.
Там мне не понравился модератор - они зачем-то позвали какого-то стороннего перца из НИУ ВШЭ, и вообще, ряд выступлений был весьма расплывчатыми и неконкретными (типа "партнеров KPMG"), просто трата времени слушателей. Однако центральное место занял рассказ главы ФПК Петра Иванова по направлениям сервиса. Опять же, несколько слайдов.

19. В массовом порядке вагоны сейчас дооборудуются розетками, при плановом ремонте в депо.


20. То же - по вай-фаю в вагонах. В 2016-м собираются ввести его в 53 составах, вместо 23-х в 2015-м. Он жаловался на то, что покрытие мегафона пока недостаточное и много разрывов по пути следования. Ну а на крупных вокзалах бесплатный Интернет есть уже полтора года.


21. С ускорением следования тоже были победные реляции и планы, однако с моей т.зр с этим весьма тухло. Направлений ускорения расписания мало и работа эта толком не ведётся. В 1982-85 гг. ускорение расписаний было масштабней раз в 20 по охвату, а в начале 90-х произошёл откат, и на прежние позиции на нестоличных направлениях мы так и не вернулись.


Ещё новации по сервису, что успел записать:

1) в 2016м- будет скидка на билеты на летний сезон детям и подросткам с 10 до 17 лет, 50% (с 5 до 10 лет и так была) - оформление только по свид. о рождении или паспорту, без доп. справок.

2) Проводника дальнего следования предполагается освободить от "непрофильных" обязанностей уборки вагона перед депо и сосредоточить его только на обслуживании пассажиров и контролем за вагоном и работой его оборудования. Т.е. собираются изменить официальные инструкции в этом направлении.

3) По электронным билетам сказал уже выше - тоже планируется упрощение посадки и отказ от архаичной разноски списков.

22. В этой же секции неожиданно острым и интересным оказалось выступление представителя ритейлеров от "Пятерочки". У него было много аналитики, и вот одна ихз них - слайд про то, на что возрастает спрос именно в привокзальных магазинах, по данным их исследования:


Как видите, пассажиры налегают в основном на бессмертную курицу, лапшу-доширак, молоко, бухло и сигаретки (несмотря на то, что официально курить запрещено).

PS. И в заключение. Тем, кто любит бесплодно базлать в енторнетиках об "ужасных поездах" и плеваться слюной с глупыми картинками. Вот прямо там со слайда записал почту главы ФПК - IvanovPV@fpc.ru
Вопросы и претензии идут сразу ему, как было сказано, по поездам дальнего следования - пишите и решайте реальные вопросы. Если отказали в чём-то, нахамили, возникли проблемы с попутчиками. Смартфоны у вас, надеюсь, имеются :)
Tags: Москва, анализ, железные дороги, реалии торговли
Subscribe

Posts from This Journal “железные дороги” Tag

  • Новый график поездов-2019: основные изменения

    Про новый график поездов на сети РЖД. Ниже - тезисный расклад изменений; брал здесь и здесь, выбирая ключевое. Поччти все изменения вступили в…

  • Крушение в Анкаре

    Высокоскоростной поезд на турецкой линии Анкара - Конья на скорости столкнулся с пригородным поездом (пока неясно, лобовая встречка или таран в…

  • Поезд "Четырёх столиц": отчёт пассажира

    Начали, наконец, появляться отчёты о поезде "Четырёх Столиц" (Киев - Рига). Пишут, что населенность поезда сильно так себе, но сам поезд УЗ -…

  • Как будут исправлять новый плацкарт

    Новый плацкарт "с рюшечками и шторочками" - который так жарко обсуждали тут - вчера выставили общедоступно на Казанском вокзале Москвы. Так что…

  • Сообщение Таллин - Пярну каза болду

    Яркая иллюстрация полной тупиковости "латиноамериканского пути" в ж/д сообщении. Когда магистральные железные дороги приватизируются и попадают в…

  • Сход 35 вагонов на Транссибе

    В общем-то, про относительно рядовые крушения без жертв и долгого прерывания движения я не пишу. Но тут на Транссибе графично навернулся грузовой…

promo periskop апрель 5, 11:03 58
Buy for 300 tokens
Постоянные читатели блога обратили недавно внимание на то, что здесь стали редко появляться большие фотопосты с рассказами. Это совершенно так - потому что я с начала года вовлечен в сложный, но интересный проект. А именно, создаю путеводитель по Транссибу, книжного формата. Это тесно увязано и с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 112 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →