Перископ из глубин Тихого океана (periskop) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop

  • Mood:

Компьень. Салон-вагон маршала Фоша (2)

В первой части серии про Компьенский лес мы посмотрели территорию мемориала "Двух перемирий" (1918, 1940), а теперь зайдём в крытый павильон и рассмотим знаменитый вагон маршала Фоша. Если точней - его копию-близнец.



2. Павильон тесный, вагон стоит в нём близко к стене. Так, что особо не снимешь торец. Разве что вдоль борта. Кроме того, почему-то съёмку французы внутри запретили, висели таблички с перечеркнутой камерой. Поэтому пришлось спрятать зеркалку и достать оперативный Кэнон с поворотным экранчиком.


3. Собственно сам салон-вагон представляет собой вагон-ресторан от "Ориент-Экспресса", который использовал Фош в своём литерном поезде в конце войны. Видимо, потому, что Восточный экспресс не ходил в годы войны, вот и пригодился тут, в статусном поезде военачальника. Поскольку оригинальный вагон был вывезен в Германию в июле 1940-го, а затем и сгинул в Тюрингии, нашли его близнеца от другого "Ориента".


4. В другом торце вагона установлены флаги союзников Франции по коалиции.


5. Интересно, что есть и флаг России (Российской империи), хотя она уже не существовала на момент подписания перемирия.


6. Дверные ручки на входе.


7. А так выглядел подлинный вагон в промежуток между 1927 и 1939 гг., в старом павильоне, который потом разломали немцы.


8. С другого конца. Обратите внимание, что номер подлинного вагона (№2419 D) французы перенесли в современность, тем самым совершив мелкое историческое жульничество - вагон-близнец, понятно, имел другой номер. Впрочем, такая ситуация не единична - у нас с одним из "ленинских" паровозов - то ли на Павелецком, то ли на Финляндском вокзале (уже запамятовал), советские музейщики проделали то же самое.


9. Сама сцена окончания Первой Мировой войны почти сразу же превратилась в символ, национальный миф и стала канонической, растиражированной в миллионах иллюстраций и открыток. Вот такой канон:


10. На этом фото расшифровывается, ху из ху. Кстати, французский генерал Вейган, сидящий справа, застал как позу "победителя" (зачитывал в 1918-м условия перемирия немцам), так и "пораженца и предателя" (был министром обороны в правительстве Виши у Петэна, вырабатывал условия капитуляции перед немцами в 1940-м, приговорил де Голля заочно к смертной казни).


11. Вот ещё один апокрифический канон: униженные немцы с почтительно склонёнными головами слушают торжествующих французов.


12. Так что внутри вагона этот самый канон соблюден и сейчас: места рассадки, вещи, стулья, документы. Войти туда нельзя, приходится разглядывать из окон.


13. Успели оригинальный вагон заснять и немцы в 1940-м. Вот, скажем, цветной снимок Хуго Ягера.


14. А это уже немцы выломали стену павильона и вывозят вагон к себе. Больше он сюда не вернётся.


15. Отметились в оригинальном вагоне и бонзы Третьего Рейха. Вот широкоизвестная фотография с зачтением французам условий перемирия. Напротив них сидит Гитлер, сбоку, лицом к нам - Гесс (он улетит в Англию через 10 месяцев).


Интересны по этому поводу воспоминания американского журналиста У. Ширера:

Итак, это было в полдень 21 июня. Я стоял у края поляны в Компьенском лесу, чтобы увидеть собственными глазами последний и крупнейший из триумфов Гитлера, которых я в ходе своей работы видел так много за эти бурные годы. Был один из самых прекрасных летних дней, какие мне запомнились в мою бытность во Франции. Теплые лучи солнца задерживались на мощных ветвях величественных вязов, дубов, кипарисов и сосен, которые отбрасывали приятную тень на заросшие дорожки, ведущие к небольшой круглой поляне. Точно в 3 часа 15 минут пополудни прибыл на своем мощном «мерседесе» Гитлер в сопровождении Геринга, Браухича, Кейтеля, Редера, Риббентропа и Гесса, — каждый в своей, отличной от других форме и Геринг — единственный фельдмаршал рейха с маршальским жезлом в руке. Они вышли из своих автомобилей примерно в 200 ярдах от монумента в ознаменование освобождения Эльзаса и Лотарингии, который был задрапирован немецкими военными флагами так, чтобы фюрер не мог увидеть огромный меч (я помнил это по предыдущим посещениям), меч победоносных союзников 1918 года, пронзивший жалкого орла, символизировавшего германскую империю Гогенцоллернов. Взглянув на монумент, Гитлер двинулся дальше.

[...] Затем Гитлер и его свита вошли в вагон, где фюрер уселся в кресло, на котором в 1918 году сидел Фош. Через пять минут появилась французская делегация во главе с генералом Шарлем Хюнтцигером, командовавшим 2-й армией у Седана, в составе одного адмирала, генерала авиации и одного гражданского лица, Леона Ноэля, бывшего французского посла в Польше, ставшего свидетелем краха еще одного государства под ударами немецкого оружия. Они были потрясены, но сохраняли достоинство даже в этих трагических обстоятельствах. Им заранее не сказали, что доставят в эту французскую святыню, чтобы подвергнуть унизительной процедуре, и французы, вне всякого сомнения, пережили как раз то шоковое состояние, на какое рассчитывал Гитлер. В тот вечер, после того как Браухич детально описал ему всю процедуру, Гальдер записал в своем дневнике:

«Французы… не подозревали, что им придется вести переговоры в том самом месте где проходили переговоры в 1918 году. Этот факт так подействовал на них, что они долго не могли прийти в себя». Разумеется, французы были ошеломлены, и это было заметно. Тем не менее вопреки сообщениям, которые публиковались в те дни, они пытались, как теперь стало известно из официальных протоколов этой встречи, обнаруженных среди нацистских секретных документов, смягчить наиболее жесткие пункты условий, выдвинутых фюрером, и устранить те из них, которые, по их мнению, являлись позорными. Однако их усилия оказались тщетными.

Гитлер и его свита покинули вагон, как только генерал Кейтель зачитал французам преамбулу к условиям перемирия, предоставив ведение переговоров начальнику штаба ОКБ, но при этом не разрешив ему ни на йоту отступить от составленных им самим условий.


16. На этом фото - зачтение французам окончательных условий перемирия. Гитлер уже покинул вагон, и французам остаётся только принять горькую пилюлю, а немцам - вдоволь насладиться унижением бывших победителей. [К сожалению, лучшего качества фото я не нашёл, почему-то есть только вот такие, смазанные].


17. Интересно, что немцы даже вычеканили специальную медаль по этому поводу.


Идём дальше по павильону.

18. За вагоном есть небольшое музейное помещение с экспозицией.


19. Тут уже только три флага - Франции, САСШ и Великобритании.


20. Помещение поделено на две половинки со своими снимками и экспонатами: победа 1918-го,


21. ...и поражение 1940-го. Такой честный подход здесь, в Компьене, внушает уважение, и не вполне типичен для французов, которые, в общем-то, стараются затушёвывать неприятные страницы своей истории (судя по парижским музеям).


22. Там же выставлены и газеты тех лет. 1918-й...


23. ...и 1940-й.


24. ...


Вообще, история легендарного вагона Фоша очень интересна и запутана.
Есть ещё интересный пост от matsam, где прослеживается его история.

--------
Российское военно-историческое обществоКалининградское региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников культурыДискуссионный клуб Калининградский блог-постГосударственный Центральный Музей Современной истории РоссииРадио Русский Край
• При поддержке Посольства Российской Федерации во Франции
Tags: Гумбинен-на-Марне, Компьень, Франция, военная история, железные дороги, идентичность, уход в историю
Subscribe
promo periskop апрель 13, 2016 11:03 109
Buy for 300 tokens
Уважаемые читатели, друзья, коллеги! Уникальному железнодорожному порталу «Веб-энциклопедия Транссиба» для дальнейшего развития требуется глобальная реконструкция. Если не вдохнуть в проект новую жизнь, то он может умереть :( О проекте Transsib.Ru Сайт TRANSSIB.RU – это некоммерческий проект,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →