Перископ из глубин Тихого океана (periskop) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop

  • Mood:

Компьень. Мемориал двух перемирий (1)

8 июня в ходе нашего автопробега мы побывали в очень любопытном и исторически знаковом месте - на месте подписания двух перемирий (1918, 1940) в Компьенском лесу. Первое перемирие зафиксировало окончание боевых действий в Первой мировой войне, второе - ознаменовало временное поражение Франции и на несколько лет вперёд положило её под Третий Рейх, вплоть до 1944-го.
Тут сейчас стоит копия вагона маршала Фоша, в котором он подписывал первое Компьенское перемирие. Оригинал, к сожалению, был уничтожен в Тюрингии перед концом Третьего Рейха - немцы опасались, что их заставят использовать тот злосчастный вагон в третий раз.

Давайте прогуляемся по этому мемориалу и посмотрим, как там сейчас и как было. В посте будет немало исторических снимков из архива Life, бундесархива и др.источников - но в основном со времени Второго Перемирия 1940, когда сам мемориал уже существовал. В первой серии я покажу мемориальную территорию, во второй - сам вагон и то, что вместе с ним размещено внутри павильона.

Компьень. Современный вид павильона, в котором стоит копия вагона маршала Фоша


Карта 1. Сперва определимся, где же находится этот самый Компьень относительно Парижа и место подписания перемирий.


Карта 2. Здесь можно видеть, к каким последствиям привело подписание Первого перемирия. Обратите внимание, что к моменту подписания войска Второго Рейха находились вне своей территории - даже после летнего отступления 1918 года и ни одна вражеская армия ещё не находилась на территории рейха. После подписания перемирия союзники заняли Левый берег Рейна и разделили эту небольшую территорию на зоны оккупации. Остальная Германия оставалась целой и неоккупированной - Вторая Мировая с её тотальным характером и бомбардировками ещё впереди.


2. Теперь направимся в Компьенский лес. Красивая дорожка ведёт вдоль зелёного берега Уазы и затем уходит в чащу.


3. Место мемориала со стороны дороги отмечает вот такой памятник ("Эльзас-Лотарингия"), поставленный после победы Франции в Первой Мировой.


4. Он символизирует германского орла, который сломлен огромными жертвами союзников и наконец-то не будет терзать прекрасную Францию. Меч символизирует поражение Второго Рейха.


5. От памятника с орлом идёт широкая аллея к мемориальному скверу, где и стоял вагон в 1918 году.


Но для французов оказалось не всё так однозначно (с) - всего лишь через 22 года после победы сюда прибыл фюрер той же самой Германии, но уже в обличье Третьего Рейха. Меч на памятнике сразу же завесили свастикой.

5а. Вот он, высаживается из машины на этой площади со сломленным орлом (21 июня 1940).


5б. ...и идёт к вагону, приветствуя почётный караул вермахта. Гитлер приехал за день до подписания капитуляции Франции, чтобы лично осмотреть этот вагон, символ унижения Германии. На следующий день на церемонии подписания он уже не присутствовал.


6. ...возвращаемся к современности и выходим к мемориальному скверу. Вдали немного виден памятник Фошу.


7. Если развернуться назад, то видно, что рельсы ведут к павильону, внутри которого и стоит вагон.


8. Место, где стоял вагон в момент подписания, отмечено гранитной плитой с ограждением.


8a. Вот так выглядело это же место в начале 1930-х, когда был сооружён павильон для вагона (1927). Раньше он стоял в Париже у музея Армии (1920-1927). Как видите, леса совсем мало, пустовато - не то что сейчас.


9. Место стоянки вагона при подписании перемирия 11 ноября 1918 года.


9а. Союзные военачальники и офицеры на этом же месте, в тот день 1918-го.


9б. А это уже немцы. И тоже на этом месте - но спустя 22 года, в 1940-м.


9в. Они не поленились выломать вагон из павильона и отогнать его на то же самое место, где он стоял в 1918-м. Там же и расплатились с французами за унижение 1918 года. На фото - торжественная церемония подписания капитуляции Франции.


9г. Это и следующее фото датированы днём раньше, 21 июня 1940. Осмотреть вагон приехал Адольф Гитлер.


9д. Заходит во внутренности...


9е. Беседует со своими коллегами.


9ж. Левей вагона немцы поставили флаг со свастикой, близ маршала Фоша. Тем не менее, памятник они тогда не тронули, он остался подлинный.


10. Вот он сегодня. Три флага символизируют три страны, в которых Фошу было присвоено звание маршала - Францию, Британию, Польшу.


11. В центре сквера размещёна мемориальная плита с надписью о победе Франции.


12. Правда, буквы уже истёрты, надо реставрировать.


13. По бокам - каменные скамьи с именами сражений и кампаний.


14. Наконец, подходим к павильону с вагоном. Сейчас он выглядит совершенно по-иному, чем до войны.


14а. Вот так он выглядел до лета 1940 года.


14б. Для подписания капитуляции над французами немцы в июне 1940-го выломали стену и вытащили тот самый вагон. После чего через несколько дней был сломан и сам довоенный павильон.


15. Так что павильон теперь новый и называется "Мемориал двух перемирий". Здесь отражен как 1918-й, так и 1940-й годы.


Давайте походим вокруг и посмотрим, прежде чем идти внутрь.

16. Слева от павильона - танк Первой Мировой. И парковка для великов :)


17. И памятник, почему-то, авиатору.


18. Справа - памятник всем погибшим. Причём сперва там были только цифры 1914-1918, а затем французы стали добавлять другие события - Вторую Мировую, Индокитай, Северную Африку и прочие.


19. Кое-какие могилы есть и на территории Компьенского леса.


20. Пушки того времени.


21. 77-миллиметровое орудие с деревянными колёсами.


22. Взгляд на мемориальный сквер с такой богатой и драматической историей из двух мировых войн (см. выше).


Теперь идём в павильон.
Тут уже проход по билету, 5 евро на человека.

Окончание следует

--------
Российское военно-историческое обществоКалининградское региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников культурыДискуссионный клуб Калининградский блог-постГосударственный Центральный Музей Современной истории РоссииРадио Русский Край
• При поддержке Посольства Российской Федерации во Франции
Tags: Гумбинен-на-Марне, Компьень, Третий Рейх, Франция, архитектура, военная история, железные дороги, идентичность, память, уход в историю
Subscribe
promo periskop апрель 13, 2016 11:03 109
Buy for 300 tokens
Уважаемые читатели, друзья, коллеги! Уникальному железнодорожному порталу «Веб-энциклопедия Транссиба» для дальнейшего развития требуется глобальная реконструкция. Если не вдохнуть в проект новую жизнь, то он может умереть :( О проекте Transsib.Ru Сайт TRANSSIB.RU – это некоммерческий проект,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →