Перископ из глубин Тихого океана (periskop) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop

  • Mood:
  • Music:

Янтарно-Висленский вояж: ч.17. По трассе "Восток-Запад" через Вислу

Ещё один варшавский пост решил накропать, на посошок :)
Сегодня мы с вами проедем на трамвае через Вислу по трассе W-Z ("Восток-Запад") - от Замковой площади и тоннеля на левом варшавском берегу к вокзалу Варшава-Виленская и православному храму св. Марии Магдалены на правом пражском берегу. Места те очень интересные - там начиналась Петербурго-Варшавская железная дорога, вторая по значимости магистраль Российской империи второй половины XIX века. По Висле здесь проходила линия фронта с лета 1944-го по январь 1945-го. Там же, в Праге, когда-то стоял Петербургский вокзал, а до осени 2011-го стоял и памятник советско-польской боевой дружбы "Братство по оружию".
В общем, на трамвай - и в путь! :-)

Трасса Восток-Запад (1949) - "прокол" под восстановленным после войны Старым Городом


2. Мы стоим на одном из главных туристических мест польской столицы - Замковой площади. В центре - Колонна Сигизмунда. Однако мы не пойдём сейчас смотреть буколическое Старе Място, вместе с табунами туристов. Согласно Третьему догмату перископизма, мы спустимся вниз и покатаемся по трассе Восток-Запад (Ц-Я) через Вислу, вместе с обычными варшавянами. На красивом жолто-цыплячьем трамвайчике. А туристы - пусть себе гуляют. У нас свой путь :-)


3. Давайте сперва подойдём к парапету и осторожно заглянем вниз. Вот оно то, что нам нужно! Широченная трасса с трамвайной линией посередине, заворачивает на мост. Трафик очень живенький, каждые две минуты - какой-нибудь трамвай. Вдали справа в мареве виден огромный Народный стадион, который принимал Евро-2012.


4. Для тех, кто любит разглядывать детали, вот вам трамвайная остановка на трассе. Можете поразглядывать инфраструктуру и как тут всё организовано. Вообще, организация варшавской городской транспортной системы - это почти эталон для славянской страны: здесь всё неплохо продумано, потоки грамотно разведены и при этом движение адаптировано на славянский же менталитет, где могут быть и задержки, и поломки, и внезапные толпы. Во всяком случае, от сбоя по вине транспортников варшавская система не валится в полный коллапс, как образцовые германские, изначально не рассчитанные на разгильдяйство. Она при этом функционирует вполне устойчиво, просто с пропусками рейсов.


5. Давайте посмотрим на карту 1896 года. Нам - на правый берег через реку. Тогда мост назывался Александровский, а сейчас Шлёнско-Домбровский, но это неважно. Видите красной стрелкой помечено здание? Вот нам туда. Проедем прямиком к Петербургскому вокзалу в Праге и посмотрим, что же сейчас на его месте.


6. Так что спускаемся по боковой лесенки с Замковой площади вниз и оказываемся на трассе W-Z (Восток-Запад).


7. Обозреем вид на Старе Място (наверху) издалека. То, что вы видите старые домики наверху - это всё абсолютный новодел. После войны социалистическая Польша совершила настоящий сверхпроект, в масштабе своей страны - дотла разрушенная Варшава (примерно до состояния Сталинграда) была восстановлена как до войны. А при этом, в 1947-49 годах, пользуясь временнной разрухой, остатки зданий наверху были аккуратно разобраны и открытым способом построен вот этот тоннель. Затем всё было собрано назад и восстановлено до конца. Правда, сейчас современные поляки стыдливо стараются сильно не вспоминать тогдашних строителей-восстановителей, они были не совсем правильной политической ориентации. Ну да ладно.


8. Вот вид начала 1960-х, после восстановления старой Варшавы буквально из пепла. По трассе "Восток-Запад" потоком едут "Варшавы", лицензионные клоны советской "Победы".


9. Заглянем в тоннель.


10. Рядом с тоннелем - уцелевшая от коммунистов табличка (примерно на 90% они исчезли, остались лишь некоторые, наиболее нейтральные - ИНП не дремлет, это в Польше очень влиятельная структура).


11. Ну что же, ладно, идём на трамвайную остановку.


12. А вот и трамвайчик выползает из тоннеля, канонично цыплячьего цвета. Очень радует, что он не изрисован и не облеплен рекламой.


13. Садимся (на самом деле этот снимок с обратного пути, но по пути "туда" я внутри трамвая снимков не делал).


14. Вид вперёд. Там впереди торчат остроконечные шпили костёла св. Флориана - так они уже в Праге, на том берегу Вислы.


15. Этот снимок сделан с окна варшавского С-бана, сюда ставлю просто для наглядности, чтобы вы понимали, где именно мы едем. Смотрите, впереди, ближний вантовый мост - Свентокшиский, или Св. Креста, а вот тот, что дальше - наш, Шлёнско-Домбровский.


16. За 2 минуты, набрав скорость, мчимся на трамвае через Вислу и не успев опомниться, прибываем в Старую Прагу. Выходим сразу, на первой остановке (с вислинского моста будет красивое трамвайное видео, но позже).


17. Осматриваемся. Здесь много где перегорожено, идёт большая стройка - прокладка второй линии метро.


18. Напротив остановки, к югу - высокий костёл св. Флориана (1904). Поскольку прихожан на правом берегу очень много, Варшава-Прага выделена в отдельный диоцез, так вот этот костёл - кафедральный для него.


19. Рядом - памятник, похожий на мчащегося на беляков Чапая. Я сперва, не зная района, по ошибке подумал - может, это и есть то самое "Братство по оружию"? Но нет, это оказалось полной противоположностью - это Ignacy Skorupka, капеллан войск Пилсудского, погибший в сражениях с большевиками в 1920-м. Эти памятники в современной Польше в большом почёте. А сама площадь называется "им. Ветеранов восстания 1863 года" (против царской России).


20. Вглубь туда мы пока не пойдём, а будем держаться трассы "Восток-Запад", которая сейчас именуется Аллея Солидарности (по имени валенсовского профсоюза). На ней, с другой стороны трамвайной линии, стоит кое-что интересное - центральный собор польского православия, храм св. Марии Магдалены. Построен собор был в 1869 г., и всего через год после его освящения в 1870 году (в год рождения В.И. Ленина) тут побывал российский император Александр II.


21. Дальше за собором простирается Виленская площадь и тут должен был бы стоять памятник "Братство по оружию" (советским воинам и полякам, бравшим Берлин). Вон он, на старом фото, в центре площади.


22. Вот так он выглядел в 2010, за год до демонтажа (фото с dip.academic.ru). Памятник Советско-Польскому Братству по оружию был открыт 18 ноября 1945 года. На постаменте надписи на русском и польском языках: "Слава героям Советской армии. Братьям по оружию, отдавшим свои жизни за свободу и независимость польского народа".


23. Но сейчас вместо него - вот какая картина (по состоянию на октябрь 2012, что сейчас - не в курсе). Памятник был демонтирован при строительстве метро осенью 2011 г., и нет никаких гарантий, что он вернётся на своё место. Хотя он был внесён в Перечень неприкосновенных памятников 1994 г., согласованном при Борисе Ельцине при уходе бывших советских войск Северной Группы войск на родину.


24. А если пройти немного дальше и повернуться от этой стройки лицом на восток, то мы видим торговый центр "Варшава-Виленская". Да, это и есть наша цель в Праге - именно тут стоял Петербургский (в 1914-15 гг. Петроградский) вокзал, начало прямого пути в столицу империи


25. Давайте вспомним, как он выглядел. Ракурс тот же, с Виленской пл.


26. Вид поближе.


27. Первую Мировую вокзал не пережил: при отступлении русских войск и наступлении германских был подорван, долго горел, а потом после образования Второй Речи Посполитой был за ненадобностью разобран. Ведь и сама магистраль Петербург - Варшава была разодрана на кусочки между лимитрофами, перерезана границами и сообщение по ней прекратилось.


28. Вид с фасада от привокзальной площади. Как видите, пострадал - но умеренно. Тем не менее, его путь в 54 года закончился. Вместо него была выстроена небольшая тупиковая станция Варшава-Виленская, а потом и она была снесена.


29. Сейчас в недрах торгового центра тоже осталось несколько тупиковых путей - отсюда ходят городские электрички на северо-восток Варшавы.


30. Поскольку тут всё разворочено, я острожно пробрался вдоль стройки, чтобы пройти небольшой круг с южной стороны, в глубину старопражской застройки. На фото - собор Марии Магдалены.


31. Застройка Старой Праги вполне симпатичная.


32. Интересная доска, тоже времён социалистической Польши (я их потом специально высматривал, в потоке многочисленных ново-польских - остались где-то в соотношении 1:15 старые-новые). А почему именно эта осталась - понятно: поставлена в честь повстанцев 1863 года, к 120-летию восстания.


33. Тылами проходим к костёлу св. Флориана.


34. Доска в память узницы концлагеря Аушвиц-Биркенау Анны-Марии Хинель, подпольщицы. Погибла в 20 лет, была схвачена гестапо в 1942-м.


35. Выходим снова на Аллею Солидарности. Но на автобусе я возвращаться на левый берег не хочу, так что пройдём дальше к мосту.


36. На другой стороне - интересное здание госпиталя, с часовой башенкой. Видимо, старое.


37. Ага, вот и трамвайная линия. Сейчас к остановке, опять блиц через Вислу в две минуты, и я - снова на Старе Място!


Спасибо за внимание, наш блиц на правый берег Вислы завершён!

Янтарно-Висленский вояж, все записи по тегу
Tags: Варшава, Польша, Российская Империя, Янтарно-Висленский вояж, архитектура, железные дороги, идентичность, память, трамвай
Subscribe
promo periskop апрель 5, 11:03 60
Buy for 300 tokens
Постоянные читатели блога обратили недавно внимание на то, что здесь стали редко появляться большие фотопосты с рассказами. Это совершенно так - потому что я с начала года вовлечен в сложный, но интересный проект. А именно, создаю путеводитель по Транссибу, книжного формата. Это тесно увязано и с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments