Перископ из глубин Тихого океана (periskop) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop

  • Mood:
  • Music:

Питер - Старая Русса. Приильменский автопробег

Сьездил на Новгородщину, небольшим 680-км автопробегом до Старой Руссы. Полюбился мне этот небольшой город, запал в душу, после первого визита - так что я реализовал своё намерение побывать там ещё раз. Да и в городе безвылазно сидеть достало. Русса на втором визите совсем не разочаровала, вопреки мнениям тех, кто её у меня в прошлом году ругал. Такая же спокойная и тихая, только вода в речке небольшая. Даже удивляюсь, чего её Фёдор Михалыч так низко обозвал, Скотопригоньевском. Напротив, там вполне себе психологически комфортно.

Маршрут туда был проложен по Киевскому шоссе, через Лугу - а то московскую трассу через Чудово я тово, "кушать не могу по причине личной неприязни", с её частыми пробками перед и за Тосно, миллионом фур и ремонтами. Киевское направление намного комфортней и проще. Кроме того, тов. rene_spb подсказал интересную местную дорожку, вдоль реки Луги через сёла Торошковичи и Медведь, затем на Шимск и далее до конечного пункта. Всего 310 км в один конец. Вот по ней-то и поехали.

Ниже - дорожные впечатления с картинками: медведевское шоссе от Луги, глухое село Большие Угороды с воинским кладбищем и руинами храма, разрушенного в войну, Коростынь на берегу Ильменя, памятный крест о Коростынском договоре 1471 г., немецкое кладбище и само озеро; на десерт - посёлок Выра на киевской трассе и драники с тамошнего трактира.



Карта 1. Вот схема южной части поездки, по Новгородской области. Красные стрелки - путь туда, синие - обратно. С погодой очень повезло и туда и обратно, а вот сегодня, когда вернулся - погода испортилась, похолодало и пошли дожди. Красный пунсон - село, которое ниже немного покажу, синий пунсон - Коростынь на обратном пути, где тоже останавливались на часовой привал.


Правда, началось всё довольно печально - через 175 км после старта, перед самой Лугой, я расколол трубу глушителя на стыке, сразу за развилкой "объездная-город", машина стала рычать, и всё виделось в пессимистичном свете, думал уже всё - возвращаться несолоно хлебавши. Но завидел автосервис, в центре, свернул туда - и, о чудо! - через полчаса там освободился подъёмник, нашёлся кудесник дядя Игорь со сварочным аппаратом, машинку подняли, он мне всё залечил и даже по собственной инициативе сделал доп. точку крепления глушительной системы на днище. 900 р. на форс-мажор, немного волнений, час задержки, и поехали дальше. Потом ехал и думал - как же хорошо, что это произошло прямо на въезде в Лугу, а не на грунтовых дорогах в сельской глуши. А то бы ещё и глушитель оторвал, и засел конкретно.

2. На южной окраине Луги надо сворачивать налево, и ехать на юго-восток по Медведевскому шоссе, которое через 30 км переходит в грунтовку вдоль реки Луги, нанизавшую на себя мелкие сёла. Граница областей на этом направлении обозначена обыденно, просто указателем.


3. А это вид в обратную сторону, в Ленинградскую область. Совхозный указатель заброшен - так как сейчас совхозам давно кирдык, великая химера постсоветских либералов с их фермерскими фантазиями, понятное дело, успешно провалилась. Столыпинской химеры 1906-1914 мало было, попробовали ещё раз поломать русский менталитет. Не вышло - народ помоложе просто сбёг в город, от "неэффективной работы", а старики остались доживать на месте. Ну и поля, понятное дело, банально заброшены - у нас, чай, не белорусский Александр Григорьич, никому это всё не надо поддерживать.


Тряслись 30-40 км/ч по грунтовке-стиральной доске, затем грейдированная дорога неожиданно стала лучше, мы успешно проскочили указанный Рене большой курган непонятного происхождения, но возвращаться не стали, а остановились на передых после пережитого перед Лугой чп и пути по сельской глубинке в селе Большие Угороды. Село когда-то было большое, но сейчас оно почти заброшено, здания зарастают.

Карта 2. Более подробная схема нашего следования по грунтовой дороге, от границы с Новгородщиной и далее к Шимску.


4. Что там оказалось интересным - так это небольшое воинское кладбище (тут был один из значимых эпизодов в операции по освобождению Новгорода в 1944 г., после полного окончания ленинградской блокады) и руины старого храма несколько далее.


5. Несмотря на глушь и малолюдность села, а также дальность праздника 9 мая - кладбище ухожено, видны усилия поисковиков, свежие венки, цветы. Видно, что люди приезжают и ухаживают. А может, и местные помогают.


6. Надпись на главном обелиске. Немецкое летнее наступление 1941 г. тоже не обошло эти места стороной.


7. ...


8. Поисковики каждый или почти каждый год добавляют сюда найденных воинов, перезахоранивая тут.


9. Могила ещё советского времени.


10. Затём идёт ряд высоких березок - аллея, повязанная красными платками.


11. Она выводит прямо к руинам заброшенного, но мощного и крепкого в постройке, храма.


12. Он уже весьма сильно зарос, время своё берёт. Наверху аж цельные берёзы принялись в тело здания.


13. На восточной и северной стороне хорошо видны следы боя, выщербленные не от времени, а от пуль и осколков кирпичи.


14. Если посмотреть внимательнее на стены, видна и разгадка. Храм пострадал в августе 1941 г., во время наступления вермахта на Ленинград - а с севера от него как раз проходила дорога, по которой шли немцы.


15. Храм везде закрыт, ворота заварены. Но можно заглянуть внутрь, через решётку...


16. Вид от храма назад к дороге, на аллею березок с красными платками.


17. С южной стороны храм зарос вообще, я еле продрался через заросли.


18. Бабушка местная идёт навстречу. В селе остались преимущественно пожилые люди, те, что не "вписались в рынок".


Дальше ехали без происшествий, в Шимске останавливаться не стали, а ушли напроход на Руссу, куда и прибыли около 15 часов дня. День тот был очень жаркий и душный, как баня.

19. В Руссе хорошо и спокойно, остановились мы в "Полисти", но о городе я лучше расскажу парочкой-троечкой отдельных постов (Курорт, музей Достоевского, интересные детали).


20. Обратно ехали через Коростынь на берегу Ильменя, куда надо завернуть с основной трассы на пару км. Кое-где дорога подходит прямо к высокому обрыву. То, что на кадре - не дорога, а колея, сама дорога асфальтовая и идёт повыше.


21. Тут был просто потрясающий вид на озеро, с кромки высокого обрыва. Стойкое ощущение, что Ильмень выпуклый, с водяной горкой к центру. Не знаю почему, но в реале очень хорошо виден этот эффект - все мои попутчики тоже так же восприняли его.


22. Затем проехали на пару км дальше, где был поворот вниз. Сперва виден крест.


23. Когда поставили - не знаю (не так давно, как мне думается) - но посвящён он весьма давним событиям, Коростыньскому договору, который положил конец самостоятельности феодального Великого Новгорода.


24. Ниже креста - парковка и немецкое кладбище в живописнейшем месте. Кладбище типовое, таких я ранее видел уже два - под Смоленском, куда меня возил sirjones в прошлом году, и в сторону Демянска - где был в военно-исторической поездке с Баиром Иринчеевым aka karhu1977. Это кладбище среди них - самое маленькое. Вообще, надо бы сделать сводный пост по эстетике постсоветских типовых немецких кладбищ, это интересное явление. Но тут на нём останавливаться не буду.


25. За кладбищем, метрах в пятидесяти - обрыв и синяя линия Ильменя. Красивое место выбрали для фрицев.


26. После чего проехали по боковой грунтовке вниз и влево, где была зона для отдыха. День тёплый, народ вовсю купался.


27. Тут обрыв намного ниже, можно спуститься, что мы и сделали.


28. Пройдя метров полста, обнаружили на берегу готовый каменный стол и стулья для привала - как раз на наши четыре человека :)


29. Стол накрыли и устроили коростыньский обед. Затем отлично искупались. Правда, мелко тут - чтобы дойти до глубины, надо метров 200-300 уйти от берега. Но вода хорошая.


30. Обратно ехали без происшествий. По грунтовкам уже не тряслись, а ехали по новгородской объездной с выездом на лужскую трассу и далее на запад. Ужин сделали в районе пол-восьмого вечера в Выре, в 70 км от Питера. На фото - дом станционного смотрителя. Тут, вроде, и музей есть, но мы его не смотрели.


31. Верстовой столб. До Пскова - 239.


32. Трактир назывался "У Самсона Вырина".


33. В принципе, ничего, неплохо.


34. Уровень цен вполне себе умеренный, интерьер хороший, с фантазией. Есть даже муляж русской печи. Везде дерево.


35. Взяли пельмени и драники. Пельмени так себе, средние (130), а вот драники (90) оказались потрясающе вкусными, прямо белорусского качества - пришлось брать и вторую порцию. Хорошо зажаренные-хрустящие по краям, а в центре нежные и мягкие. В общем, драники тамошние всячески рекомендую - получил от них огромное удовольствие!


36. Киевская трасса в сторону Луги.


Поздно вечером вернулись домой. Не без приключений было, но сьездили очень душевно.
Про Старую Руссу расскажу ещё отдельно - она того стоит.
Tags: Выра, Коростынь, Старая Русса, авто, память
Subscribe
promo periskop апрель 5, 11:03 60
Buy for 300 tokens
Постоянные читатели блога обратили недавно внимание на то, что здесь стали редко появляться большие фотопосты с рассказами. Это совершенно так - потому что я с начала года вовлечен в сложный, но интересный проект. А именно, создаю путеводитель по Транссибу, книжного формата. Это тесно увязано и с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 71 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →