Перископ из глубин Тихого океана (periskop) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Поход по Амурскому мосту: из Хабаровска в ЕАО

Пожалуй, ещё что-нибудь выложу из старенького.
Если пару недель я показал вам Западное Забайкалье на Транссибе (2004), то сейчас будем смотреть на реку Амур у Хабаровска (2001). Давайте прогуляемся пешочком над Транссибом по тому самому мосту, который увековечен на пятитысячной купюре, и неспешно переместимся из Хабаровского края в Еврейскую автономную область - от станции Амур на правом берегу до станции Приамурская на левом берегу.

Фотки плохие по качеству - делались они одним из первых цифровиков (тогда мы были в восторге от этой технологии и мирились даже со страшными артефактами). Поэтому просьба воспринимать это спокойно. Однако сниженное качество я постараюсь искупить рассказом об окружающей местности. Попутно будем следить, где проходит сталинский тоннель под Амуром, поглядим и в сторону Китая. Все снимки сделаны мной за несколько походов по Амурскому мосту, от которого я в то время жил довольно близко - между апрелем и августом 2001 года.

Эстакада на подходе к Амурскому мосту. Конец Хабаровска в автомобильном смысле, но не в географическом


1а. Сперва глянем на главный объект, через который мы с вами пойдём:

Да-да, идём вот от этой стелы и по направлению туда, "в еврейку", как она называется на местном сленге.
Хотя дизайнеры Центробанка местность немного переврали и упростили, но это сейчас неважно.

1б. Лет пять назад я вам показывал и более вычурный поход 23 февраля 2003 г., по льду Амура под мостом:

(можете тоже сходить, посмотреть)

2. Теперь вид с моего хабаровского балкона, где я жил до начала апреля 2003 г. Вдали низменность - там Амур и поворачивает, там и слияние с Уссури. Видны отроги Хехцира - это наша территория. Если брать вдоль низменности правее - то там сейчас где-то на середине начинается Китай. Подозреваю, что если бы я сейчас там жил, то мог бы видеть вот эту огромную пагоду, которую китайцы возводят на границе своей территории.
Однако в то время (2001) весь Большой Уссурийский остров был ещё целиком нашим. Новое разграничение подписали в 2004-м, а в 2008-м наши пограничники отодвинулись назад и отдали китайцам половину острова, которые спустя год начали его усиленно осваивать, превратив останки нашего укрепрайона в своеобразный музей. Ничего этого я уже не застал.

Влево кадра уходит улица Уборевича, она ведёт по маршруту 11-го автобуса на Военный Санаторий, а вправо в центре кадра отходит ул. Трёхгорная, маршрут 15-го автобуса - вот по ней-то мы и двинемся к мосту. Я жил по-своему в уникальном месте - от подъезда моего дома до моста мне было 20 минут пешком, а до ЕАО, соседнего субъекта федерации - полтора часа пешком.


Карта 1: можно тут смотреть основную часть похода. Стрелки - наш путь.
Цифры: 1 - мой дом в Хабаровске (см. кадр 2), 2 - "насосная станция" на сопке, 3 - пролёт старого Амурского моста, 4 - выход Амурского тоннеля на левом берегу.


3. Проходим по Трёхгорной вниз и около стелы "Хабаровск" достигаем мостовой эстакады.


4. Повернём камеру к сопке. На вершине вы видите капитальное строение, видимое отовсюду, и даже с другого берега Амура. Вы будете смеяться, но назначение его непонятно до сих пор (!). Строилось оно перед войной, вместе с Амурским тоннелем, однако по какой-то причине не было достроено. Сейчас современные хабаровчане дают ему всякие романтические прозвища, типа "башня Инфинделя", и приписывают ему кучу мистических загадок. Может быть, оттуда в тёмные ночи осторожно вылазят гигантские шагающие треножники и смачно хрустят зазевавшимися автомобилистами и ночными прохожими - кто ж его знает...?
А в мои студенческие времена, первая половина 1980-х, это странное строение называлось просто "насосная", или "насосная станция". Что это такое и зачем оно - так и неясно. Как-то я туда залазил, лет 25 назад, но сам ничего не понял. Гигантские округлые ёмкости в фундаменте и замурованные ходы, вот и всё, что можно было увидеть.


5. Прежде чем идти по мосту, спустимся ещё к предмостной станции Амур. Когда-то, в советские времена, это была невероятно загруженная станция, перманентно заставленная грузовыми составами, ожидавшими своей очереди прохода по 1-путному мосту. А сейчас на путях свободно - трафик не тот. Да и новый мост стал пропускать составы с большей скоростью. Справа уходит промветка, путь на завод им. Кирова.
А вдалеке нависает эстакада, видите? Вот там мы и пойдём.


6. Повернёмся назад. Транссиб тут уходит в сторону станции Хабаровск-1, а позади виден небольшой тоннель под ул. Уборевича.


7. Станция Амур.


8. Подойдём к станционному строению.


9. И идём обратно от станции к автоэстакаде. Идти-то нам поверху.


10. Вот, поднялись на неё. Вид на ст. Амур сверху. Видна платформа, с которой сделаны кадры 5 и 6.


11. Вид вперёд (на запад), в сторону Амура. Видно, что перед самым берегом автоэстакада и ж/д путь соединяются в единый мостовой комплекс. Правей центра кадра, обрамлённый деревьями с краёв, виден тот самый эпический "одинокий домик", который навсегда увековечен на купюре в 5000 руб. (см. скан 1а).


12. Ну что? Вперед?!
Тогда ещё по мосту можно было пешеходно ходить, вполне свободно. Говорят, когда я уехал, в какой-то момент это запретили. Сейчас просто так не походишь.


13. А это почти то же место, на 50 метров ближе к реке, но не на закате, а в первой половине дня.


13а. Воспользуемся Я-панорамами и глянем назад с этого места (2012). Хорошо видно господство "насосной станции" справа (см. кадр 4) над местностью.


14. На фото автор и новосибирец Иван Кирдянов, с которым мы и шли сей путь. Обратите внимание на мобилу на ремне. А у меня тогда ещё (2001) ничего не было, самой первой обзавёлся только в марте 2002 года.


15. Идём по мосту. Вид на юг и юго-запад. Там вдали отроги Хехцира (слева), о-в Бол. Уссурийский / Хэйсяцзыдао и Китай (правей вдали). От основного русла Амура ответвляется протока Пемзенская.


16. Посмотрим и назад, на хабаровский правый берег. Тогда там были поля и пустоши, южней (правей) моста. Чуть левей трассы вы видите и господствующую над всем "насосную станцию" (см. кадр 4). Вдали немного просматривается телевышка в Северном микрорайоне.


16а. Сейчас же, в путинское время, там шустро вырос огороженный коттеджный посёлок для "новых хабаровчан" (2012, Я-панорамы). Понятное дело - место хорошее, видовое, экологически чистое. Этого посёлка я уже не застал, в мою бытность по высокому берегу можно было спокойно ходить тропинками.


17. Перебежим дорогу и посмотрим на другую сторону моста. Тогда новый мост был однопутным. Внизу просматривается остров, где находятся технологические сооружения вентиляции сталинского тоннеля. Вдали видна и "насосная станция", и амурский музейный пролёт.


17а. А сейчас (2012) так уже не посмотришь: лет пять назад сдали в строй второй путь моста, над которым уже не стали делать автоэстакаду - и нынешней хватает. Виден и остров с тоннельными сооружениями и вышкой ЛЭП, линия электропередачи переброшена через Амур.


18. Ещё кадр, через Амур на хабаровский правый берег.


19. Вид на север, это уже ЕАО: под нами проходит ветка на порт Тельман. Вдали левей центра за строениями виден такой небольшой увал - это амурский тоннель.


20. Наконец, пройдя 3 с половиной километра, мы выходим к концу автоэстакады, уже в Еврейской АО. Тут юридически заканчивается река Амур :)


21. Автодорога и ж/д путь Транссиба на левом берегу снова разветвляются: дорога левей, путь правей. Виден километровый знак 8512 км (от Москвы). Кстати, путь на мост в 2001-м ещё однопутный, как видите - сейчас уже здесь 2-путка. Но балластная призма насыпана сразу на 2 пути. Вдали за железкой - территория, куда в конце 90-х складировали демонтированные куски царского Амурского моста. А за этой территорией - "горб" Амурского тоннеля, который поднимается тут к поверхности и перед Покровским выйдет наружу. Слева вдали видно, как уходит вниз ж/д ветка на Порт Тельман.


22. С автодороги видна первая "еврейская" платформа на Транссибе - пл. Тельмана. Пройдём туда?


23. Вышли на Транссиб.


Карта 2 - остаток нашего пути до Приамурской.


24. Первая левобережная экс-станция - Покровский. По Транссибу идёт ВЛ60ПК с пассажирским поездом. Дальше, рядом - автодорога с Амурского моста. Самый левый путь - "тоннельный". Остальные два - на мост.


25. А вот грузовой проходит, по первому "тоннельному" пути.


26. Станционное строение (пост ЭЦ).


27. А это уже полноценная левобережная станция - Приамурская. Строение - клон, типовое, как и на Покровском.


28. На Приамурской в мою бытность останавливалось аж 4 поезда - благовещенский, комсомольский, шимановский, биробиджанский. Не считая пригородных.


29. ЭП-шки тогда считались новыми локомотивами, они на ДВЖД стали поступать не так давно, году в 1999-м или 2000-м.


Ну вот. Наш путь до станции Приамурской закончен.
Даже не верится, что я сюда доходил пешком за полтора часа прямо от своего подьезда.

30. Теперь вернёмся назад, на хабаровский берег Амура, и глянем на пролёт царского моста, сохранённый для потомков. Тогда он был просто пролётом, а не частью музейного комплекса; это произошло поздней, когда я уже уехал.


31. Подойдём к нему поближе. Тут ещё вовсю идёт стройка и перевозки.


32. Ещё ближе.


33. Залезть "просто так" тогда на него было нельзя - а сейчас, вроде, можно, по цивильной и специально построенной лесенке.


34. Проходим под ним, к самому берегу Амура.


На этом амурский рассказ закончен. Спасибо за внимание.
Наверное, попозже что-нибудь ещё с той жизни покажу - ещё Хабаровска, или может быть, Находку. Или Благовещенск.
21 апреля 2013-го исполнится 10 лет, как я покинул те края. К юбилею сооружу новый рассказ :-)
Tags: Дальний Восток, Транссиб, Хабаровск, железные дороги
Subscribe
promo periskop april 5, 2018 11:03 62
Buy for 250 tokens
Постоянные читатели блога обратили недавно внимание на то, что здесь стали редко появляться большие фотопосты с рассказами. Это совершенно так - потому что я с начала года вовлечен в сложный, но интересный проект. А именно, создаю путеводитель по Транссибу, книжного формата. Это тесно увязано и с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 81 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →