Перископ из глубин Тихого океана ([info]periskop) wrote,
@ 2006-11-19 21:48:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Current mood:изумление
Current music:жужжание наглой осы
Entry tags:Волгоград, Сталинград, Сталинградская битва, фото

Сталинград-7. Тракторный Завод и Дзержинский
После похода к Волге я поехал на троллейбусе назад на юг, к Тракторному заводу.
Этот район мне был интересен с двух точек зрения: как одна из двух основных осей немецкого наступления в северном Сталинграде в октябре 42-го, и как архитектурный заповедник предвоенного сталинского стиля.




Минут через 20 я уже был на месте. «Тракторный завод» в Волгограде – это как бы центр притяжения всех северных районов города, и здесь очень оживленно – начинаются многие маршруты автобусов и троллейбусов, маршруток, отсюда и Скоростной Трамвай идёт в центр.

Центральная проходная Сталинградского Тракторного Завода, СТЗ (теперь просто Тракторного). Воссоздана после войны – т.к. были руины.


А это большие мозаичные панно справа и слева от проходной.

...на тему 30-х годов (создание и пуск завода).


...на тему войны (1942).
Фигуры на панно тяжеловесные, суровые. Веские.


Площадь перед центральной проходной СТЗ называется Дзержинского, где и стоит памятник Феликсу Эдмундовичу.
И все бы ничего особенного, но памятник этот – довоенный, один из двух, оставшихся после войны от довоенного Сталинграда! То есть он простоял тут все дни страшных боев сентября – ноября 42-го, линия фронта трижды передвигалась за это время туда-сюда - а он остался целым, просто фантастика!


Правее проходной стоит памятник танку Т-34, который почти до конца августа 1942 г. собирался тут, на СТЗ.




Вот другая проекция памятника.


Напротив проходной СТЗ через дорогу стоит здание сталинского стиля конца 30-х (по моей оценке).


А под площадью Дзержинского довольно давно (судя по планировке и состоянию) прорыт широченный подземный переход. Слева – направление на Спартановку, на север (откуда едет троллейбус), справа – на юг, на центр города.


От площади Дзержинского и проходной Тракторного Завода перпендикулярно основной транзитной трассе Север – Юг идет широкий бульвар Дзержинского. Примечателен он тем, что по нему проходила ось наступления немцев на район Тракторного завода, и тут шли ожесточённые бои – как и в центре города.
Вдоль бульвара расположено много пустых досок Почета – раньше, наверное, тут висели фото передовых тракторозаводцев.


А вот вид на сам бульвар. Сейчас он весьма непрезентабельный, но лет 40 назад, думаю, выглядел очень живо.


Перед кинотеатом «Ударник» решил я присесть на скамейку и сделать необходимый перекус – ибо кроме лаваша у Волги ничего не ел почти весь день. Вокруг сидело и отдыхало не так уж мало народу: старушки, молодые мамы, какие-то дамы бальзаковского возраста, даже студент с книгой сидел.
Расположился и я, весьма основательно: сел, поставил рюкзак рядом, достал бутылку местной минералки и вытащил полиэтиленовый пакет с заготовленной заранее (и даже порезанной) колбасой и хлебом. Ага, думаю, ща как поем!
Вдруг залетает ко мне прямо в пакет оса – а я ос сильно не люблю – и неловким движением руки я роняю все пищевое великолепие прямо на асфальт: кружочки колбаски катятся по пыльному асфальту в разные стороны, хлеб падает вниз, вот только бутылка воды цела и стоит себе гордо на скамейке. Оса, сцуко, конечно тут же улетает из пакета, которые уже сморщенно валяется внизу.
Народ тоже смотрит на такую сцену - все произошло за какие-то секунды, и у меня, видимо, было настолько изумленное лицо, что не выразить отношение было невозможно. Ко мне подходит одна из бальзаковских дам с соседней скамейки и участливо дает мне пирожок со словами: «Молодой человек, ну что же вы так, а!». Я ничего не нахожусь сказать, кроме как выдавить из себя «спасибо...». Сижу и машинально откусываю этот пирожок, тоскливо думая про себя, «какой же ты непутевый, бля, а, Серега...».
Тут подлетает ко мне девочка лет семи откуда-то и сует в руку теплое яблоко с криком «Вот!» и тут же убегает, я даже ничего не успеваю сказать. Смотрю, ага, она через бульвар, видимо с бабушкой, та поручила ей меня угостить, после такого облома. И точно, бабушка мне улыбается издалека, девочка машет, ну и у меня отходит изумление, я думаю «да... какие все-таки тут люди добрые – взяли и накормили незнамо кого». И такой приступ сентиментальности накатил – сижу и чуть не плачу, а от чего – не знаю.
В общем, сильно был впечатлен этим случаем, что после этого даже собрал кусочки с асфальта и угостил подбежавших котов.

Да, сталинградские коты – это что-то! Их много и они колоритны – вот как эти, тракторозаводские.


А вот и кинотеатр «Ударник», перед которым сердобольные граждане накормили непутевого путешественника. А в начале поста я привел изображение герба СССР на фасаде этого кинотеатра, еще с 16-ю республиками (то есть ещё с Карело-Финской ССР).


Вдоль главной линии бульвара идут массивные сталинские здания начала 50-х, за которыми и прячутся скромные четырехэтажки довоенного соцгорода, моя цель.
Строили очень основательно: где планировался магазин, даже на фронтоне парадной изображены лепные рыбы.


А вот – «ручная» частная торговля напротив магазина.


Есть тут и настоящие шедевры, рассмотренные мною ранее в архитектурном посте, вот как вот этот довоенный, но перепланированный после войны дом, переживший бои октября 42-го.




А теперь цель: посмотреть следы боёв 42-го года на жилых домах Тракторозаводского района, чему и будет посвящен следующий пост про Сталинград.

Продолжение следует.

Предыдущее о Волгограде: 1. Первые впечатления. От вокзала к Волге •• 2. Правильные арбузы •• 3. Общие наблюдения •• 4. Черпачок негатива •• 5. Вечерние виды •• 6. Архитектурная прогулка •• 7. Волго-Донский канал •• 8. Мамаев Курган •• 9. Вокруг Мамаева Кургана и музей Сталина •• 10. Панорама и музей Сталинградской битвы •• 11. Сталинградский Универмаг •• 12. Поход к Волге по следам вермахта



(Post a new comment)


[info]irokez_42
2006-11-19 07:21 pm UTC (link)
<но памятник этот – довоенный, один из двух, оставшихся после войны>
А который второй?

Кстати - http://www.festung.kamerad.ru/viewtopic.php?t=12, может заинтересовать.

(Reply to this)(Thread)


[info]periskop
2006-11-19 08:30 pm UTC (link)
Ого! Какая полезнейшая ссылка! Гран мерси.

Второй памятник - летчику Хользунову. На лестнице около РечВокзала. Тоже пережил бои, чудом.

(Reply to this)(Parent)


[info]levinski
2006-11-19 07:40 pm UTC (link)
какой у тебя теплый рассказ получился:)

(Reply to this)(Thread)


[info]periskop
2006-11-19 08:27 pm UTC (link)
Из-за выбрасывания обеда на асфальт?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]levinski
2006-11-19 08:38 pm UTC (link)
да

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]periskop
2006-11-19 09:09 pm UTC (link)
Вот так и подумал :))) а колбаса-то пропала ;)
верней, нет, сталинградские коты съели, так что все в норме)

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]levinski
2006-11-19 10:16 pm UTC (link)
просто приятно, что хороших людей - больше:)

(Reply to this)(Parent)


[info]insieme
2006-11-19 08:20 pm UTC (link)
Рассказ про сердобольных волгоградцев просто очень тронул... Сижу вот сейчас и тоже чуть не рыдаю. Очень здорово... Вот попробуй в Москве так, никто не накормит...
А мэру города руки бы оторвать и как надо пришить, чтоб за городом следил... Зелень зеленью, но надо ж и честь иметь.
Красная земля - очень символично...

Очень своевременные посты! Как раз сейчас так хотелось в лето вернуться.

ЗЫ читаю книжку в оффлайне, про Сталинград. А завтра вставать в шесть. Не судьба мне выспаться ;)

(Reply to this)(Thread)


[info]periskop
2006-11-19 09:07 pm UTC (link)
Да, так и есть. Очень, необычно, доброжелательны. И кстати - про Москву сравнение я хотел и в текст добавить, это у меня и тогда родилось, сопоставление... да подумав не стал - зачем.
С одной стороны, я знаю на своей шкуре - Москва чрезвычайно жесткий и бессердечный город. Как городская среда, как мегаполис. Мне там уже через пять-шесть часов после приезда неуютно, тянет на Ленинградский вокзал, домой.
С другой, многих москвичей в этом неправильно обвинять - ибо я понимаю, это зачастую против них же обернется, в такой агрессивной и насыщенной разнообразными жуликами и иноязычными элементами среде. Вот и ходишь там в броне :(((

(Reply to this)(Parent)


[info]iosipboroda
2006-11-20 04:59 am UTC (link)
Мэр наш в каталажке сидит, однако. Даже в каком-то смысле "за зелень", хе-хе.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]periskop
2006-11-20 11:18 am UTC (link)
Ну он немного кажется у вас порулил... так что основные проблемы до него сложились...

(Reply to this)(Parent)


[info]naperstianka
2006-11-19 08:50 pm UTC (link)
Какой рассказ!
Порадовали доброжелательные волгоградцы!
А в Волгограде - по словам моей подруги из г. Волжский - очень вкусные сочники!
Спасибо за рассказ!

(Reply to this)(Thread)


[info]periskop
2006-11-19 09:08 pm UTC (link)
Да, я и сам убедился. В Доброжелательности с большой буквы...

(Reply to this)(Parent)


[info]iosipboroda
2006-11-20 05:03 am UTC (link)
Опа! Никогда не ообращал внимания, что герб на "Ударнике" ещё с 16-ю республиками. (Впрочем, я там редко бываю).

Любопытное "граффити" возле магазина с рыбами.

(Reply to this)(Thread)


[info]periskop
2006-11-20 08:05 am UTC (link)
Именно так и есть. Флаги на боках посчитай и год постройки сопоставь)

(Reply to this)(Parent)


[info]abimo_pectore
2006-11-20 09:02 am UTC (link)
Очень добрый пост. :)
Жду с нетерпением следующего.

(Reply to this)(Thread)


[info]periskop
2006-11-20 11:20 am UTC (link)
В процессе)

(Reply to this)(Parent)


[info]yasczerka
2006-11-20 09:32 am UTC (link)
Да, удивительная доброжелательность. Даже поверить сложно :)
Пост очень интересный, спасибо! А может, это не путешественник непутевый, а город захотел, чтобы ты его угостил? :))

(Reply to this)(Thread)


[info]iosipboroda
2006-11-20 09:46 am UTC (link)
Оса - наймит котов, не иначе. Они больше всех выиграли.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]yasczerka
2006-11-20 09:49 am UTC (link)
Точно!!! Ведь в пакете не сладости же были, а колбаса!! Значит, у них сговор, непонятно только - а осе от этого какая выгода???

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]periskop
2006-11-20 11:19 am UTC (link)
Оса - из вредности, а коты просто хитрые по жизни. Все было схвачено ;)

(Reply to this)(Parent)


[info]periskop
2006-11-20 11:46 am UTC (link)
Я кстати вот тоже после этого случая думал - а нафига осе колбаса с хлебом??? Не так обидно было бы, если сладости...

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]yasczerka
2006-11-20 11:50 am UTC (link)
Значит, точно сговор с котами :( Или просто так, из вредности, чтобы хорошему человеку жизнь испортить :(

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]lezeboka
2006-11-20 01:48 pm UTC (link)
А вот фигня. Осы они не только сладкое едят. Разве никогда не наблюдали картину: над сырым мясом на рынке кружатся осы??? Так что она как раз за колбасой.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]yasczerka
2006-11-20 05:43 pm UTC (link)
Да вот не наблюдала... Видела ос либо над фруктами, либо над сладостями. Ну, теперь буду знать :)

(Reply to this)(Parent)


[info]lezeboka
2006-11-20 05:33 pm UTC (link)
Да, кстати, на фотке с танком, если смотреть от танка направо лицом к заводу видны с новой отделкой здания красно-серые. Там теперь торговый центр, говорят уже и открыли даже, так вот это тоже заводские корпуса. А сам завод сейчас весь почти распродали. Здания на красной линии вот под торговый центр. Внутри по цехам - каждый отдельно. Вот так. Что-то осталось конечно, всем инсайдом не владею.

(Reply to this)(Thread)


[info]periskop
2006-11-20 10:41 pm UTC (link)
Понятно... разные судьбы у Заводов :(((

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]bekar
2006-11-20 11:09 pm UTC (link)
И как это такой интересный рассказ мимо меня проскочил?! Зашел сюда, можно сказать, случайно.
Очень интересно - и снимки, и рассказ, и сцена с сердобольными горожанами.
А не скажете, а в каком году город был назван в честь Сталина?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]periskop
2006-11-21 12:22 am UTC (link)
Сталинград - с 1925 по 1962 гг.

(Reply to this)(Parent)


[info]blackimola
2006-11-21 07:22 am UTC (link)
интересный идол Железного Феликса, внятный

(Reply to this)(Thread)


[info]periskop
2006-11-21 08:32 am UTC (link)
Как это - "внятный"?

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(Deleted post)

[info]periskop
2006-11-21 08:52 am UTC (link)
Почему? Это ещё древнеримская эстетика - там тоже были примеры таких скульптур... по-моему, экспрессивный, выразительный памятник

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(Deleted post)

[info]periskop
2006-11-21 09:22 am UTC (link)
Ладно, про сей конкретный памятник Ф.Э. у нас, видимо, различное мнение.
Что касается сталинской архитектуры, который Вы записали в "отвергнутую" - то это совершенно не так. Сталинский ампир был одним из самых прогрессивных архитектурных стилей середины XX века, и в ряду конструктивизма, функционализма, северного модерна и других его ровесников он смотрелся очень достойно, создав ряд неоспоримых шедевров объемно-пространственной застройки - например такой, как семь сталинских московских высоток с Университетом во главе.
Западная же архитектура в середине XX века создала очень, очень мало достойного. В основном Ле Корбюзье и его школа - остальное было весьма безлико и серо. Такого класса шедевра, как Саграда Фамилия, после войны не было создано ни одного. Увы.
Впрочем, отношение к сталинскому ампиру - дело личного вкуса, безусловно.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(Deleted post)
Re: на прощание
[info]periskop
2006-11-21 11:01 am UTC (link)
Кому - эклектика, кому - ампир. Это суть формулировки. Эклектикой (смешением) формально можно назвать также и славянский стиль конца XIX-го (Исторический музей, Ярославский вокзал), и петербургское необарокко начала XX-го. Так что думаю, самое верное в нашем случае - констатировать разность взглядов на архитектурные стили :)

(Reply to this)(Parent)


[info]periskop
2006-11-21 11:04 am UTC (link)
именно за неуместное использование приемов античной архитектуры в контексте ХХ века

Кстати. Еще один яркий пример "неуместного использования приемов" - это Кутузов в античном одеянии и с римскими символами воинской доблести, стоящий за Марсовым полем у Троицкого моста в Питере. Только в контексте XIX века.

(Reply to this)(Parent)


[info]blackimola
2006-11-21 08:38 am UTC (link)
Может фотография такая, но в этом Феликсе чувствуется железная воля

(Reply to this)(Parent)


[info]fil_spb
2007-11-13 12:11 pm UTC (link)
да котов множество и лежат где придётся)
http://fil-spb.livejournal.com/54457.html?mode=reply

(Reply to this)

однако!
[info]baruh_weisemann
2008-01-09 07:06 pm UTC (link)
на крайнем фото - почти копия Арсенальной площади в Киеве

(Reply to this)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…