Перископ из глубин Тихого океана ([info]periskop) wrote,
@ 2006-09-15 08:45:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:Волгоград, Сталинград, Сталинградская битва, фото

Сталинград-5. Универмаг


Бывают такие имена собственные, что в обычно пишутся со строчной буквы, но в каком-то одном случае – с прописной. Например, кремли – их много в русских городах. Смоленск, Новгород, Рязань и т.д. Но если напишут не кремль, а Кремль – сразу понятно без лишних пояснений, что это Московский Кремль. Вот так и со словом универмаг: универмагов в мире много, есть даже такие, что попадали в книги рекордов по какому-то признаку, но Универмаг с буквы большой – только один.
Нет, он находится не в Нью-Йорке или Токио, и даже не в Москве. Это - сталинградский Универмаг 1938 года постройки – не самый большой, не самый красивый. Но однако же вошедший накрепко в большую Историю: именно в нём впервые в истории был взят в плен действующий германский генерал-фельдмаршал в результате войсковой операции и в нем же была подведена черта под самой грандиозной сухопутной битвой в мировой военной истории (несмотря на то, что северная группа войск в районе заводов сражалась еще около 50 часов). И 31 января 1943-го универмаг стал Универмагом; так его и именовали затем мемуаристы, описывая боевые действия – от Пауля Кареля и Вильгельма Адама до современных. Он стал - одновременно - символом триумфа РККА и очень неприятным пятном на репутации вермахта как практически непобедимой силы.


Неудивительно, что этот объект меня очень интересовал. Когда я в первый день прошел от вокзала к Волге, то представлял себе, что он своим запоминающимся фасадом выходит на одну из площадей города. Нет, я ничего не увидел даже похожего, хотя заприметил большую вывеску «Универмаг» на послевоенном монументальном здании. Это было совсем не то. Ближе к вечеру я посетил панораму и музей Сталинградской битвы, и вот там на натурном макете города 1943 г. снова увидел, где должен быть Универмаг. Прикинув пропорции и расстояния, я подумал: «Он точно должен быть там, очень близко от тех мест, которые я уже проходил. Надо поискать». К счастью, там же я купил буклетик Универмага, где и вычислил предвоенный адрес: Островского, 4.
И на следующий день, после ослабления полуденной жары, пошёл искать; благо, это было мне совсем недалеко.


Итак, что мне нужно было искать?
Универмаг в Сталинграде был открыт в 1938 году и своим выпуклым главным фасадом выходил на центральную площадь города. Таким же овалом вдоль площади далее шли трамвайные пути. Вот так вот он выглядел:


Через четыре года существования, в памятный день 23.08.1942 (когда VIII авиакорпус сжёг белоснежный довоенный Сталинград), его тоже вывели его из строя «штуки», снеся в тот день начисто верхний этаж. Универмаг закрылся и до конца января 1943-го успел прожить огромную и разнообразную жизнь на штабных дивизионных и армейских картах обоих противостоящих сторон. Вот так он выглядел (фото 1 февраля 1943-го):

Воины на фото – это те, кто непосредственно принимал капитуляцию штаба 6-й армии Паулюса, вместе с ним самим.

Вот что мне нужно было найти.
Я обошел огромное здание с вывеской «Универмаг», но ничего похожего на этот фасад не просматривалось. Это меня немного смутило и закрались сомнения: а сохранили ли хотя бы фасад?


Тем не менее, за углом я зашел в парадную арку с обратной стороны и решил исследовать двор этого квартала. И – о чудо – сразу понял: этот оно, то, что надо. Предвоенную переходную смесь от функционализма к ампиру с элементами украшений нельзя было не узнать! Внутри квартала шла как бы псевдо-улица, остаток предвоенной диагональной планировки (Островского).


И дойдя почти до выхода на ул.Мира, я увидел и сам фасад. Он, он - тот самый, хотя и заслонённый послевоенными громадами. Пятый парадный этаж, снесенный летчиками Фибига в августе 42-го, так и не восстановили; заложили и окна первого этажа, но основной мотив был сохранен.


Мне было очень радостно, что историческое здание не разрушили, а только застроили – значит, цел и подвал, который шел вдоль основного корпуса! А именно в нём был штаб 6-й армии. Так и оказалось – кроме основного входа в помещения универмага, был вход и в подвал, который – о чудо! – к 60-летию Победы превратили в музей. Отлично, пойдем вниз...


Спускаюсь. Вход в музей налево, направо – в ломбард и скупку золота. Захожу. Тетенька-служитель вежливо говорит: «тут уже территория музея, съемка платная». Ладно, хорошо, заплачу (съемка полтинник)!

Да, впечалительно. Подвал примерно такой же, как описывал его полковник Вильгельм Адам, которого я перечитал перед отъездом: «широкий, как дорога». В нем вдоль прохода в последние 2 недели 6-й армии стояли посыльные мотоциклы BMW и штабные машины. Выезжали «на волю» они по универмаговским пандусам, а внутри было безопасно: никакой огонь артиллерии не страшен: предвоенные стены и сейчас внушают ощущение основательности и мощи. Входы в боковые помещения – это были армейские службы, затем небольшой госпиталь, оперативный зал штаба армии и в самом конце этого прохода, в охраняемой зоне, были комнаты Паулюса (командующий) и Шмидта (начштаба 6-й армии). А мотоциклы поставили и сейчас тоже.


Иду вдоль прохода, медленно и внимательно: по обоим сторонам лежат снарядные ящики от «Штурмгешютц» с разными полосками (разные виды снарядов). Остались же где-то и хранились больше 60 лет! Надо же!
И экспонаты... они и правда уникальные. То есть совершенно уникальные, даже по меркам обеих столиц! Вот, например, подлинная штабная карта 371-й дивизии вермахта с коррекционной калькой, прямо на карте – большая печать этой дивизии.


А это - оккупационные рейхсмарки (были действительны на территории рейхскомиссариата «Юг», возглавляемого Кохом).


Предметы быта солдат вермахта в окружении. Тут и зубные щетки с порошком, и примус, и карманные часы, и фляги, и зажигалки и много еще другого. Вот шикарный аккордеон с гравировкой у меня не вышел, жаль...


Карта Европы 1940 года. Да не просто карта, а совершенно уникальная. Ибо устарела еще до своего издания. Смотрите, территория СССР уже включает Прибалтику и окрестности Выборга, западные Украину и Белоруссию; и еще не включает северную Буковину и Бессарабию, которые Румыния очистила летом этого года и передала СССР. Территория Венгрии уже тоже раздута (результат Венского арбитража), и Словакия – отдельное государство. Чехии и Польши - нет и следа.


А с этой газетки я вообще реально в осадок выпал. Подлинник «Фёлькишер Беобахтер», со стертыми сгибами и пометками чернильными карандашами внизу! Да не просто номер, а газета от 4 февраля 1943-го и сообщением о конце сопротивления 6-й армии и объявлением траура по всей Германии. Да... представляю, как тыловые немцы вдруг прочли такое «веселенькое» известие, и это после всех победных реляций. И что они подумали про свое будущее...


Кусок немецкой штабной карты, фрагмент, это центр Сталинграда (стоят печати IX корпуса).


Бывший оперативный зал армии. Сейчас тут сделали как бы «две стороны» - одна советская, вторая – немецкая, с подлинными документами и предметами обеих сторон. Тоже очень впечатляет.


И вот наконец я дошёл до конца прохода и его утолщения правее основного ствола. Табличка на двери. Что интересно, на английском перевод неполный. Так вот они и останутся в неведении воинского звания Паулюса :)


Вот она, комната Фридриха Паулюса, где он командовал армией последнюю неделю и откуда ушел в советский плен.


А это напротив – помещение начальника штаба армии, генерал-лейтенанта Артура Шмидта, там же стоит главная армейская рация, пункт связи и печатная машинка штаба армии, а также сейф для секретных документов.


Экспонатов было еще много, я потратил не менее двух часов, но вот в заключение рассказа предлагаю такой своеобразный «букет» войны – это «ромашка» (остаток боевой части заряда после его взрыва) «ванюши» (реактивного миномета «Nebelwerfer»), поставленная в снарядную пустую гильзу.


Общее впечатление от посещения музея было сильнейшим – как от подбора экспонатов (почти все подлинные), так и от экспозиции в общем. Сильно влияет и то, что музей расположен в историческом месте, безо всяких прикрас. Драматизм военного противостояния передан очень красочно и ярко, в противоположность помпезному официальному музею Сталинградской битвы (читайте мой предыдущий пост). Никакого налета топорной пропаганды, только факты, карты, экспонаты. Короткие комментарии, которые ничего явно не навязывают - ведь всё и так видно. Лицо войны, в том числе человеческое, без трескотни, с обоих сторон... И это правильно, ибо еще маршал Жуков когда-то (в середине 60-х) обижался на нашу пропаганду: «Почему немцев изображают такими дурачками, слабаками или вообще о них не говорят, как о достойных противниках? Против кого же мы тогда сражались целых 4 года, отступив до Москвы и Волги? Ведь мы сражались против сильнейшей сухопутной армии мира, и таковой она несомненно была до конца 42-го».

Вот куда надо идти и смотреть, впитывать и узнавать... Просто молодцы те, кто устроил тут (наконец) музей»! Моя им огромная благодарность! Рекомендую безусловно всем, кому интересна эта тематика.



Предыдущее о Волгограде: 1. Первые впечатления. От вокзала к Волге •• 2. Правильные арбузы •• 3. Общие наблюдения •• 4. Черпачок негатива •• 5. Вечерние виды •• 6. Архитектурная прогулка •• 7. Волго-Донский канал •• 8. Мамаев Курган •• 9. Вокруг Мамаева Кургана и музей Сталина •• 10. Панорама и музей Сталинградской битвы



(Post a new comment)


[info]iosipboroda
2006-09-15 05:19 am UTC (link)
Давно порываюсь туда зайти, но всё время чего-то мешает. Ну да ничего. Всё равно доберусь. :)

(Reply to this)(Thread)


[info]periskop
2006-09-15 12:12 pm UTC (link)
Ага, не пожалеешь. Экспонаты интереснейшие!

(Reply to this)(Parent)


[info]vasilisatur
2006-09-15 05:33 am UTC (link)
Спасибо, даже не знала про такой музей, очень интересно.

(Reply to this)


[info]legatus_minor
2006-09-15 06:18 am UTC (link)
Спасибо. Зело здорово.

(Reply to this)


[info]jazzmax
2006-09-15 06:43 am UTC (link)
И снова отличный рассказ и фоторепортаж!
Похоже действительно классный музей. Надеюсь когда-нибудь его посетить.

(Reply to this)(Thread)


[info]periskop
2006-09-15 12:13 pm UTC (link)
Он стоит того.

(Reply to this)(Parent)


[info]polar_bee
2006-09-15 07:49 am UTC (link)
Отлично!

(Reply to this)


[info]o_g_o
2006-09-15 08:16 am UTC (link)
Неделю назад мне довелось общаться с учителем истории из станицы Голубинской, где был штаб до Универмага. Он поведал много интересного. Известный храм полуразрушен, но, например, дом, где жил Паулюс в сохранности.
Вот бы где музей тоже организовать.

Спасибо за экскурсию!
Завтра же схожу в этот подвал.

И вот чем поделюсь.
Мощнейший стих волгоградца А. Тимченко:

Солдатам 6-й армии вермахта

До Волги осталось несколько метров -
Четыре минуты неспешного шага,
Что много дальше, чем до Нюренберга
И много ближе преддверия ада.

"Германия верит!", - в охрипшем эфире.
Сжимается сердце ноющей болью,
А тех, кто вас ждал, кого вы любили,
Смешали с камнями горящего Кёльна…

"Германия помнит!", вам говорили -
И каждое слово - брызгами яда.
А вас так смертельно остановили
В проклятых Богом домах Сталинграда.

Финал. Панихидой церковного звона
Фельдмаршала голос странно осипший
Услышат в идущих на фронт эшелонах:
"Солдаты! Меня объявили погибшим..."


(Reply to this)(Thread)


[info]periskop
2006-09-15 12:14 pm UTC (link)
Да, в Голубинской интересно было б побывать тоже...

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]d_oleg
2008-07-09 06:31 am UTC (link)
Вот тот самый дом: http://d-oleg.livejournal.com/1690.html

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]periskop
2008-07-09 07:23 am UTC (link)
Спасибо за ссылку, непременно гляну.

(Reply to this)(Parent)


[info]omoses
2006-09-15 07:11 pm UTC (link)
Спасибо!

(Reply to this)


[info]olegkirillov
2006-11-21 10:22 pm UTC (link)
Отлично.
Только в качестве вазы, как мне кажется, не гильза, а стакан от шрапнели - ведущий поясок на гильзе как-то нехарактерен. :)

(Reply to this)(Thread)


[info]periskop
2006-11-21 10:49 pm UTC (link)
Да, возможно. Честно, я не большой специалист по артиллерийскому вооружению.

(Reply to this)(Parent)


[info]fil_spb
2007-11-13 12:07 pm UTC (link)
а что за мотоцикл? Такой же как в музее Сталинградской битвы?

(Reply to this)(Thread)


[info]periskop
2007-11-13 02:17 pm UTC (link)
Я их не сравнивал - так что не могу сказать, да или нет...

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]fil_spb
2007-11-14 12:23 pm UTC (link)

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]periskop
2007-11-14 12:26 pm UTC (link)
Там вроде с коляской версия была.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]fil_spb
2007-11-14 12:44 pm UTC (link)
с коляской эт наш)

(Reply to this)(Parent)


[info]periskop
2007-11-14 12:27 pm UTC (link)
Нет, тоже без коляски, вспомнил. Но детали не помню...(

(Reply to this)(Parent)


[info]elina2106
2008-01-31 02:44 pm UTC (link)
Ты не поверишь, но мне было интересно.

Я в школе ходила к репетитору английского, очень пожилой женщине Басе Хаймовне Кутнер. Так вот, она была переводчицей при Особом отделе (или как правильно назвать?)в Сталинграде и лично переводила допросы Паулюса. Уникальнейшая женщина была - живая легенда, с потрясающей историей жизни. Муж - дипломат (разведчик???), долгое время они жили в Австрии.
Нет, чтобы мне тогда больше интересоваться и записать ее рассказы...

(Reply to this)(Thread)


[info]periskop
2008-01-31 02:57 pm UTC (link)
Очень жаль, конечно. Но какие у нас в школе осмысленные мозги были? Тогда другое интересовало :)

(Reply to this)(Parent)


[info]polikliet
2008-01-31 03:03 pm UTC (link)
Как человек, прочитавший несколько кг книг о Сталинграде, с большой благодарностью прочёл ваш пост. Спасибо

(Reply to this)


[info]monochromica
2008-05-08 11:42 am UTC (link)
отличные фотографии и отличный рассказ! спасибо!

(Reply to this)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…