Перископ из глубин Тихого океана ([info]periskop) wrote,
@ 2006-09-12 13:17:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:Волгоград, Сталинград, Сталинградская битва, фото

Сталинград-4. Панорама


Если идти через Дом Павлова к Волге, то глазу неожиданно открывается большое белоснежное сооружение, похожее на реактор АЭС где-нибудь во Франции. Это и есть музей Сталинградской битвы и Панорама. Вот туда-то я и направил свои стопы в первый день после приезда, дождавшись спада обеденной жары. Впечатления были весьма разные, о чем ниже и поведаю.

Но сперва местный прикол: жизнерадостные бронзовые Черчилль и Рузвельт на фоне краснозвёздного знамени. А Сталин скромненько в стороне от него. Это просто так экспонаты взаимно размещены, но идея мне весьма понравилась :)



Вот оно, это здание Панорамы. Взглянул на него, ещё издалека, и сразу родились "глупые" вопросы. Непонятно, какого именно восприятия хотел добиться архитектор проекта? Что значат эти засечки сверху? Что вообще символизирует этот котёл? Почему цвет – именно белый (хотя, учитывая форму здания, любое цветное решение, кажется, выглядело бы смешным)?


А это ракурс «из-под» здания.


Внутри все очень величественно и помпезно - очень хорошо чувствуется, что труд в это строительство и во внутреннее оформление был вложен огромный, материалы использованы – дорогие. Словом, монументально.
Вот это подьем от первого уровня на собственно Панораму.


Мозаика на потолке: эмблемы различных родов войск времен В.О.В.
Вот это танковые войска. Интересно, что использована эмблема танка образца 1938 г., и это совершенно правильно: в 1942 году они еще были такими, дизайн немного изменился или в 1943 или 1944 г.


А это «танковая эмблема» (см. на потолке) в соотношении уровней здания – верхний (первый наземный) и нижний, музейный (подземный). Вверх идёт лестница на Панораму.


Потолочный плафон, завершение первого (наземного) уровня: стилизованный Орлен Победы.


Пока решил побродить по музею, уже пошел в первый зал, тут стали скликать желающих посетителей на Панораму (так просто идти нельзя, только с экскурсией). Я, конечно, тоже пошёл. Человек 15 поднялось на верхний уровень (под крышку «реактора») и стали слушать спич пожилой тетеньки-эксурсовода. Я тоже слушал, слушал, рассматривая панораму... и понимал – так, как она надо было говорить лет 25 назад. Наверное, это хоть как-то отозвалось бы в душе школьника 80-х. А сейчас... сейчас это стало страшным анахронизмом – примерно то же самое, как меня в 15 лет насильственно заставляли читать «Преступление и наказание». Которое я прочёл с огромным впечатлением ещё через 15 лет, но уже сам. Нет, совсем не то... мне даже стало печально за то, с каким чувством оттуда выходят люди. Никакого настоящего драматизма ожесточенной битвы рассказом не передается – тетеньки эти как будто заморозились и пребывают в историческом анабиозе, сплошные штампы и нестыковки. А потом люди выйдут на жаркую улицу, где их уже ждет в книжных магазах грязевая помойка из Радзинских, Резунов-Суворовых и прочих соколовых, но которые пишут увлекательно и живо, не заставляя думать, и конечно же, результат может быть в их пользу... Вот в чем проблема.
Внимательно рассмотрел я и саму панораму. Да, результат начала 80-х отличается от результата середины 60-х (комплекс Мамаева Кургана), это факт. В гигантском полотне тоже штампы, увы: почти вся немецкая техника горит, почти вся советская – идет в атаку, ну и дальше в том же духе. Есть, конечно, и удачные эпизоды, но в целом у меня не осталось чувства драматизма, предельного напряжения битвы и смертельной борьбы. К тому же художники для зрелищности чуть подправили панораму Волги, сделав реку немного шире (фактически же вид на Волгу с Мамаева кургана несколько иной, река смотрится узкой лентой – ранее я приводил виды оттуда ).
Вот фрагмент панорамы, показывающий момент штурма Мамаева Кургана. Рядом (ниже) бак для хранения воды.


После этого я решил разыскать на полотнах хотя бы одно крупное изображение немецких солдат – стало интересно, как именно изображали художники выражения их лиц? Позы? Настроение? И нашел! Вот посмотрите, как: один торжествующий, другой угрожающий, третий злобный. И так далее. Все, как один, с автоматами (тоже распространённый киношный штамп). В каске только один.


А вот это, напротив, несомненная удача и динамично выписанная сцена – дальний рейд советских танкистов на аэродром снабжения 6-й армии Тацинская. Можно наблюдать искореженные от пушечного огня прямой наводкой Ju.52 и панику на аэродроме. Вот только не знаю, правда ли у транспортных «юнкерсов» были красные коки на винтах?


После осмотра большой панорамы и малых панорам я спустился в музей на нижнем уровне и тоже осмотрел его весьма придирчиво. Впечатление похожее: очень, очень большой вложенный труд и старое, несовременное пропагандистское обеспечение. Экспозиция местами архаична и однобока. Но особенно радикально (на мой взгляд) надо переделать подписи и комментарии к экспонатам, там вообще, видимо, за 20 лет почти ничего не менялось. Нужен искренний интерес к теме и рассмотрение всех её сторон. Я не говорю – беспристрастное, я имею в виду – никаких умолчаний или однобокости.
Тем не менее, в музее есть и настоящие шедевры – и самый главный из них, это, конечно, обьемный натурный макет Сталинграда февраля 1943 года. Вот это да! Очень жаль, что часть снимков у меня не получилась и я не смог склеить в Фотошопе потом весь показанный город от «Баррикад» до оврага реки Царицы.
Вот фрагмент.


Конечно, среди экспонатов много уникальных, но, повторюсь, всё информационное обеспечение нуждается в глубокой коренной реконструкции. Сейчас оно работает очень слабо: на умы и мысли обычного человека, знающего о битве мало. Можно добиться гораздо более сильного впечатления.

Ну вот, пара экспонатов.
Буклет.


Рабочая готовальня маршала артиллерии И.М.Чистякова.


Вышел я из здания, когда жара уже начала спадать, около 6 вечера. Прошел в проход и спустился ниже, на уровень верхней набережной. И надо сказать, что со стороны Волги комплекс смотрится посильнее.


Наверху установлены истребители (смотрится впечатляюще – удачное решение!).


А внизу – танки.




Предыдущее о Волгограде: 1. Первые впечатления. От вокзала к Волге •• 2. Правильные арбузы •• 3. Общие наблюдения •• 4. Черпачок негатива •• 5. Вечерние виды •• 6. Архитектурная прогулка •• 7. Волго-Донский канал •• 8. Мамаев Курган •• 9. Вокруг Мамаева Кургана и музей Сталина



(Post a new comment)


[info]iosipboroda
2006-09-12 10:03 am UTC (link)
А британский меч сейчас в экспозиции не стоИт?

(Reply to this)(Thread)


[info]periskop
2006-09-12 11:06 am UTC (link)
Не видел его, к сожалению... Обязательно бы снял.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]iosipboroda
2006-09-12 11:11 am UTC (link)
Я в детстве (лет в 9-10) его видел. Внушает...
:)

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]periskop
2006-09-12 08:08 pm UTC (link)
Может, он сейчас в другом месте или на реконструкции? Но я не увидел... хотя про него знаю

(Reply to this)(Parent)


[info]alex_brab
2008-05-12 12:03 pm UTC (link)
висит в витрине в последнем зале - наряду с остальными подарками сталинграду

(Reply to this)(Parent)


[info]iosipboroda
2006-09-12 11:16 am UTC (link)
Кстати о плюшках, на днях забежал в планетарий, и сфотографировал мозаичного И.В.

(Reply to this)(Thread)


[info]periskop
2006-09-12 11:35 am UTC (link)
Да, а я вот туда не зашел, пропустил - наверное зря...
Но все зараз не охватишь, так что ладно.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]iosipboroda
2006-09-12 11:39 am UTC (link)
Ну так а интернет на что? :)
Выложу на днях. Правда, фотограф из меня - ещё тот. :)

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]periskop
2006-09-12 11:49 am UTC (link)
Выкладывай, это интересно

(Reply to this)(Parent)


[info]alex_brab
2008-05-12 12:04 pm UTC (link)
а Сталина на ковре видели? интересно, хотя не очень похоже

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]periskop
2008-05-12 01:29 pm UTC (link)
Видел. Но там мужик неадекватный, снимать не давал ничего и категорически.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]alex_brab
2008-05-12 01:30 pm UTC (link)
эээ... я вобще-то про музей под панорамой. в музей сталина я не попал..

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]periskop
2008-05-12 01:31 pm UTC (link)
Тогда не помню...

(Reply to this)(Parent)


[info]sam_glor
2006-09-12 01:59 pm UTC (link)
>Вот только не знаю, правда ли у транспортных «юнкерсов» были красные коки на винтах?

самолет на переднем плане похож на Не-111. может он не транспортным был вовсе?

(Reply to this)(Thread)


[info]periskop
2006-09-12 03:11 pm UTC (link)
да, кстати
но тот что дальше - точно Ju.52
а может, коки красным окрашивались у тех самолетов, что раненых возили?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]sam_glor
2006-09-12 04:48 pm UTC (link)
>а может, коки красным окрашивались у тех самолетов, что раненых возили?

не знаю, я самолет-то весьма приблизительно назвал.
а дом Павлова отстроили заново?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]periskop
2006-09-12 08:00 pm UTC (link)
Нет, просто внутренность восстановили, т.к. несущая коробка дома и часть межэтажных перекрытий остались неразрушены.

(Reply to this)(Parent)


[info]naperstianka
2006-09-12 06:56 pm UTC (link)
Спасибо) Особенно за снимки панорамы)

(Reply to this)(Thread)


[info]periskop
2006-09-12 08:07 pm UTC (link)
Рад, что заинтересовало :)

(Reply to this)(Parent)


[info]omoses
2006-09-12 09:24 pm UTC (link)
Респект за рассказ о Сталинграде!
Пусть видел не все, но тем не менее было интересно, как всегда...

(Reply to this)(Thread)


[info]periskop
2006-09-13 07:47 am UTC (link)
Ссылки на другие посты по этой теме есть в конце этого поста, если что

(Reply to this)(Parent)


[info]szhaman
2006-09-12 10:00 pm UTC (link)
Спасибо за экскурсию...

(Reply to this)


[info]polar_bee
2006-09-13 02:47 am UTC (link)
Штришок к истинной картине Сталинградской битвы.
Дед рассказывал, что когда их часть только прибыла на фронт, и они делали многокилометровый переход, на обочине дороги они видели несколько советских винтовок, воткнутых в землю. Кто-то сдался немцам.
Было и такое. Тем более подвиг, совершенный советским (sic!) народом, велик.
Здание Панорамы мне напоминает не реактор, а градирню - установку для охлаждения воды.
А переосмысление экспонатов - палка о двух концах. Могут ведь переосмыслить так, что исторических концов не найдешь вообще. А тут уже свершившийся факт - мемориал налица, плюс несет отпечаток того времени, в котором экспонат создавался. Тоже, знаете, история...

(Reply to this)(Thread)


[info]periskop
2006-09-13 07:46 am UTC (link)
Ты прав, но только отчасти. Просто впечатление о грандиозном и драматичном событии, каковой была Сталинградская битва, должно в полной степени приходить и к современным поколениям, и это чрезвычайно важно, и подходы к ее освещению долны быть скорректированы от точки зрения начала 80-х, которая несомненно была крайне односторонней. А любое одностороннее освещение подрывает доверие к остальному в целом.
Это, конечно, не значит, что нужно ниспровергать все и вся и всё мазать черной краской, как это было в 90-е годы. Я совсем не это иммею в виду, и ты прочтешь это в моем посте про Универмаг.

(Reply to this)(Parent)


[info]poluden
2006-09-14 04:42 am UTC (link)
огромное спасибо! очень интересно!

(Reply to this)


[info]fil_spb
2007-11-13 12:04 pm UTC (link)
помню стоим в первом зале, подбегает бабка какято и нам с другом мол вы были уже на экскурсии на диораме? мы мол нет говорим, она чуть ли не силой нас в группу к экскурсоводу отвела) ПОнравилась такая забота)

(Reply to this)


[info]recruit_dv
2007-12-12 06:01 pm UTC (link)
Меч в музее присутствует. Просто площадь у музея не совсем малая, просто пропустили, наверное. Там очень много подлинных экспонатов. Каждый раз идя туда с друзьями из других регионов я, коренной волгоградец, открываю что-то новое для себя.

(Reply to this)


[info]dkphoto
2008-01-23 01:03 am UTC (link)
Т-34/85 в Сталинграде смотрятся диковато, они годом позже окончания битвы появились. А в Сталинграде и на подступах к нему наши танкисты сражались на Т-34/76. Причем, увы, в 1942 году они редко отличались качеством, тогда упрощали все, что было можно: броня была тоньше, зачастую из плохой стали, я читал, что были экземпляры вообще с "сорокапятками" в башне. Потом, кстати, все это аукнулось на Курской дуге. Впрочем, выбора иного у танкостроителей не было: фронт требовал любых машин, а у немцев тоже в боевых частях тогда хватало раритетов.
Спасибо, очень интересный рассказ.

Edited at 2008-01-23 01:04 am UTC

(Reply to this)


[info]urgui
2008-05-15 04:01 pm UTC (link)
"Но сперва местный прикол: жизнерадостные бронзовые Черчилль и Рузвельт на фоне краснозвёздного знамени. А Сталин скромненько в стороне от него. Это просто так экспонаты взаимно размещены, но идея мне весьма понравилась :)"

В тему: есть у Юрия Кузнецова стихотворение "Тегеранские сны"

Вдали от северных развалин
Синь тегеранская горит.
"Какая встреча, маршал Сталин!"-
Лукавый Черчилль говорит.

"Я верю в добрые приметы,
Сегодня сон приснился мне.
Руководителем планеты
Меня назначили во сне!

Конечно, это возвышенье
Прошу не принимать всерьёз..."
"Какое, право, совпаденье," —
С улыбкой Рузвельт произнёс.

"В знак нашей встречи незабвенной
Сегодня сон приснился мне.
Руководителем Вселенной
Меня назначили во сне!"

Раздумьем Сталин не смутился,
Неспешно трубку раскурил:
"Мне тоже сон сегодня снился —
Я никого не утвердил!"

Спасибо за весь Сталинградский цикл.
В свое время врезались в память слова экскурсовода про дивизию!, оборонявшую четырехсотметровый! участок вдоль Волги, но только сейчас, прочитав Исаева, представил весь ужас происходившего там.

(Reply to this)(Thread)


[info]periskop
2008-05-15 06:17 pm UTC (link)
"Мне тоже сон сегодня снился —
Я никого не утвердил!"


Шикарный стих! :)

(Reply to this)(Parent)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…