Перископ из глубин Тихого океана ([info]periskop) wrote,

Der totalitäre Ring, ч. 10. Беспокойный век Поля Цеппелина. 1909-2009

До сих пор, говоря о следах Третьего Рейха в Нюрнберге, я рассказывал либо о недостроенных (Конгрессхалле), либо о никогда не построенных (Дойче Стадион) объектах. Однако сохранился там ещё один объект, который успел быть построенным. Более того - он жил в те времена активной жизнью и запечатлён в десятках тысячах снимков и на километрах киноплёнки. Я говорю о Поле Цеппелина (Zeppelinfeld) - на нём в 1937-38 гг. проводились массовые мероприятия колоссального размаха, а в сьездовские недели (сентябрь) - и грандиозные военные парады. Это сооружение, как и непостроенный Дойче Стадион, было детищем архитектора Альберта Шпеера. После достройки на поле могло разместиться до 320.000 человек, в т.ч. 70.000 человек как зрители на трибунах. Трибуны членились 34 башнями, на которых стояли флагштоки и прожекторы зенитных пушек. На северо-восточной стороне поля была возведена главная трибуна длиной в 390 и высотой 20 м.
Однако активная история этого места начинается раньше - с 1909 года; когда там, на глазах ликующей толпы местных жителей, приземлился на своём дирижабле Фердинанд фон Цеппелин, прозванный "безумным графом" за создание и настырное проталкивание в жизнь нового класса летательных аппаратов.
Вот туда-то я и направился после осмотра котлована-озера Дойче Стадиона. Давайте прогуляемся по этому весьма энергетическому месту, а заодно и познакомимся с его историей. В этом нам помогут сайты "Третий Рейх в руинах", german-architecture.info, kunst.gymszbad.de, а также коллекция Гуго Ягера, попавшая после войны в журнал "Лайф".

Остатки Главной трибуны Поля Цеппелина



Главные трибуны расположены сейчас вдоль магистрали Beuthener Strasse и смотрятся крайне необычно, вызывая изумлённые вопросы туристов, типа "Ой! а что это???", если не знать про них заранее. Как достопримечательность они не позиционируются, по вполне понятным причинам, а посему и не отмечены в путеводителях, рассчитанных на широкий круг читателей. Про них знают в основном те, кто интересуется историей III рейха.
1. Напротив, в направлении кадра и правее, находился Зал Луитпольда (Luitpoldhalle), разрушенный 29.8.1942 и потом снесённый, а также Луитпольд-арена, где освящались нацистские партийные знамёна. Сейчас эта территория занята транспортными магистралями. Снято мною с кромки Главных трибун.


Однако пришёл я сюда не со стороны магистрали, а пройдя вдоль берега пруда Дутцендтайх от Гроссе Штрассе, когда методично осматривал объекты Reichsparteitagsgelände. Прошёл сперва через само поле, точней через то широкое пространство, которое оставлено для прохода. Но найти вход на сами трибуны довольно долго не мог - очень уж там хитро всё организовано.
2. Прямой подход перекрывает стоянка большегрузов, и нигде нет поясняющих указателей (и понятно почему - это же не достопримечательность!).


3. Доступ везде перекрыт - в том числе и к остальным трибунам, которые расположены широким полукругом напротив Главных трибун.


Поэтому давайте поступим так: сперва я познакомлю вас с историей этого Поля, а затем мы прогуляемся вокруг, проникнув потом и внутрь. Получится как раз тур на полное столетие, с 1909 по 2009 год.

4. Как я уже говорил выше, прославилось это место приземлением здесь одного из первых цеппелинов с его создателем на борту, графом фон Цеппелином (LZ3). Случилось это в 1909 году, а поле от этого события и получило название, прочно потом закрепившееся.


В конце 1920-х это место попало в поле зрения руководителей НСДАП, которые оценили удобство этого пространства для проведения массовых мероприятий. И когда нацисты пришли к власти, то стали реализовывать грандиозный проект обустройства этой территории, который я уже показывал ранее. Проект сооружений Поля Цеппелина создавался под эгидой Альберта Шпеера, который и стал автором идеи Главных трибун.
Слово самому Шпееру:
В начале 1934 г. Гитлер неожиданно дал мне мой первый крупный заказ. В Нюрнберге на Цеппелинфельде решили заменить временную деревянную трибуну каменной. Я долго честно мучился над первыми эскизами, пока в добрый час меня не осенила убедительная идея: большое ступенчатое сооружение, поднимающееся вверх и заканчивающееся длинным залом с колоннами с массивными павильонами из камня по бокам. Без сомнения, это было навеяно мыслями о Пергамском алтаре. Мешала необходимая трибуна для почетных гостей, которую я постарался как можно более незаметно вписать в центр ступенчатой части. Я чувствовал себя неуверенно, когда попросил Гитлера посмотреть макет, я медлил, потому что проект выходил далеко за пределы задания. Большое сооружение из камня было 390 метров в длину и 24 метра в высоту. Оно превосходило термы Каракаллы в Риме в длину на 180 метров, т.е. почти вдвое.
5.


6. Пергамский алтарь (Pergamonaltar), послуживший прототипом шпееровской идеи. Кто был на острове Музеев в Берлине - возможно, видел его в натуре.


7. Достроенное по проекту Шпеера к середине 1937 г. Поле Цеппелина примерно два года успело "послужить" по своему прямому назначению, став ареной грандиозных парадов-спектаклей и приняв два сьезда НСДАП. Запечатлела его и Лени Рифеншталь в "Триумфе воли".


8. Снимок с первого парада, 1937 г.


9. Объезд фюрером перед началом военного парада своих "болельщиков" на трибунах, 1938 г.


Поле Цеппелина стало также экспериментальным полигоном для новаторской идеи Шпеера, воплощенной потом в других местах Германии. Речь идёт о т.н. "Световом Соборе" (Lichterdom), который производил очень большое впечатление на современников эпохи.
Слово автору идеи:
На Цеппелинфельде каждый год устраивали демонстрацию партийных функционеров среднего и низшего звена, так называемых управляющих (амтсвальтеров). В то время как штурмовики, трудовая повинность и, уж конечно, вермахт во время своих манифестаций производили большое впечатление на Гитлера и гостей своей жесткой дисциплиной, оказалось трудным представить в выгодном свете амтсвальтеров. Они большей частью наели солидные животы на своих синекурах; от них решительно нельзя было добиться, чтобы они держали строй. В оргкомитете по подготовке съездов проводились совещания, где обсуждался этот недостаток, уже давший Гитлеру повод к ироническим замечаниям. Мне пришла в голову спасительная идея: "А давайте мы их выпустим в темноте".
Я представил свой план руководству оргкомитета по подготовке съезда. За высокими валами поля во время вечернего мероприятия нужно поместить тысячи знамен всех городских партийных групп Германии и по команде "излиться" десятью колоннами в десять проходов между марширующими амтсвальтерами. При этом знамена и венчающие их сверкающие орлы должны были подсвечиваться таким образом, чтобы одно это производило эффект. Но это мне еще показалось недостаточным: мне как-то случилось видеть наши новые зенитные прожектора, посылавшие луч на несколько километров, и выпросил у Гитлера 130 штук. Геринг поначалу, правда, чинил некоторые препятствия, потому что эти 130 прожекторов большей частью представляли собой стратегический резерв. Однако Гитлер успокоил его: "Если мы выставим их здесь в таком большом количестве, то за границей подумают, что нам их некуда девать".

10.


11. Ещё снимок "Лихтердома".


(Шпеер) ...Эффект значительно превзошел мою фантазию. 130 резких лучей, расположенных вокруг всего поля на расстоянии всего 12 метров друг от друга, достигали высоты в 6-8 километров и там соединялись в сияющую плоскость. Так возникал эффект огромного помещения, причем отдельные лучи смотрелись как огромные пилястры бесконечно высоких внешних стен. Иногда через этой световой венец проходило облако и придавало грандиозному эффекту сюрреалистический оттенок.
12.

Можно констатировать, что в 1937-1938 году Поле Цеппелина переживало свой "звёздный" час, в момент проведения нацистских съездов.

Теперь - три пары фото Главных трибун, с одинаковым ракурсом (первое - 1937/38 гг., сделанное на нацистских съездах Хуго Ягером, второе - моё от 1.10.2009)

Пара I. (13-14)




Пара II. (15-16)




Пара III. (17-18)




И ещё немного снимков из коллекции Ягера.
19. Гитлер на Главных трибунах. Примечательно, что он не любил занимать специально построенное для него выступающее вперёд место в центре, а становился выше, на монументальной лестнице.


20. Вид с "фюрерского" места на толпу участников сьезда. В 1938 г. в сьездовском мероприятии на Поле Цеппелина приняло участие 320 тыс.чел. (для сравнения - всё население Нюрнберга тогда насчитывало около 400 тыс.).


21. "День имперской рабочей службы" (Tag des Reichsarbeitsdienstes) на Поле Цеппелина, 1938 г.


В 1939 году началась массированная подготовка к очередному съезду НСДАП, однако в связи с началом мировой войны он не состоялся. Союзные бомбардировщики в 1942-45 гг. Поле Цеппелина не тревожили, предпочитая исторический центр и ж/д станции, так что оно во время войны сохранилось абсолютно неповреждённым.

22. В апреле 1945 года сюда вошли американцы, установив контроль над Нюрнбергом.


23. Сразу же была взорвана огромная свастика в центре Главных трибун.


24. В период оккупации (1945-49 гг.) американцы тут проводили парады своих воооружённых сил, переименовав место в Soldiers Field. При этом на месте, где раньше была огромная свастика, развевался американский флаг. На снимке - американский парад 11 ноября 1947 г.


25. В 1949 период прямой оккупации закончился, была образована ФРГ и земельное правительство Баварии. Встал вопрос, что же делать с Полем Цеппелина - нужно было как-то "профанизировать", десакрализовать территорию. О сносе не было и речи, после изучения вопроса - слишком капитально всё было построено. Тут стали проводиться разные массовые мероприятия - регулярные мотогонки и т.п. Мотогонки получили название Норисринг.


26. Тем не менее комплекс был слишком помпезным и парадным, и правительство Баварии приняло решение взорвать колоннаду Главных трибун. Это и было сделано, в ночь с 8 на 9 июня 1967 г.


После этого Поле Цеппелина приняло современный вид.
Однако оно не осталось в полном запустении - гонки Норисринг с 1967 г. стали называться "200 миль Норисринга". Гонка начала проводиться по инициативе ADAC, а в 1970 г. вошла в Интерсерию. Проводилась до 1989 г.
В 1989 - 2005 гг. это место также было пристанищем разных (нерегулярных) гонок, так что иногда трибуны заполнялись народом под завязку.

* * *
Теперь вернёмся в современность, в 1 октября 2009 г., и продолжим прогулку, начатую первыми тремя кадрами.

27. Итак, не найдя входа на Главные трибуны, стал обходить территорию вокруг. То, что туда можно пройти, я издалека видел - единичные туристы туда проникали. Тогда я пошёл по тыльной стороне трибун, длиной 390 метров.


28. Непосредственно сама постройка от контакта изолирована - т.е. подойти и потрогать не получится. Можно только пройти рядом.


29. Вход в комплекс.


30. Каменная кладка.


31. Обойдя вокруг, я всё-таки нашёл узкую тропинку внутрь - между стоянкой большегрузов и торцом трибун. Она не была ничем обозначена. На входе висело такое предупреждение (Вход на ваш собственный риск).


32. Вид со стороны входа.


33. Зрительские трибуны. Видны "узкие" и "широкие" лестницы.


34. Поднимаемся выше.


35. Ещё выше.


36. Центральная часть Главных трибун.


37. Этот кадр коррелируется с №19, именно то место.


38. Двери выполнены в типично "шпееровском" стиле Третьего рейха.


39. Заглянем внутрь. Именно так внутренности выглядели в конце 1930-х.


40. Вид на окружающее пространство с самой высокой возможной точки.


41. С этого ракурса хорошо видно место, которое планировалось "под фюрера" - там стоит группа французов, тоже бродивших по комплексу трибун.


42. Повреждения, полученные во время взрыва колоннады Главных трибун в 1967 г.


43. Вид на зону, где проходила колоннада (справа) - она закрыта и огорожена.


44. Какое-то служебное помещение, а сейчас туалет (наглухо закрытый). Наверное, работал во время массовых мероприятий типа Норисринга.


45. По личным ощущениям, энергетика у этого места осталась до сих пор... Явно отрицательная, но энергетика.

На этом с объектами Reichsparteitagsgelände заканчиваем, далее будут более спокойные места.

Экспедиция "Der totalitäre Ring", полное содержание

Продолжение следует.
Tags: der totalitäre Ring, Германия, Нюрнберг, Третий Рейх, архив, архитектура, уход в историю

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 102 comments
Previous
← Ctrl← Alt
  • 1
  • 2
Next
Ctrl →Alt →

[info]svinobaza

November 28 2009, 11:41:48 UTC 2 years ago

На 34 снимке какой-то стенд.

[info]periskop

November 28 2009, 11:45:50 UTC 2 years ago

Это стенд про историю Поля в 1937-1938 гг. Поставлен нюрнбергским муниципалитетом в рамках маршрута по комплексу вокруг пруда Дутцендтайх. Однако маршрут как туристический не позиционируется.

[info]lord_k

November 28 2009, 11:41:50 UTC 2 years ago

Замечательно!
У "Лихтердома" был реальный и свежий источник вдохновения - световые эффекты на выставке "Век прогресса" в Чикаго (1933-1934).

[info]periskop

November 28 2009, 11:46:38 UTC 2 years ago

Интересно, располагал ли Шпеер сведениями о том мероприятии? Или он независимо до этого эффекта додумался?

[info]lord_k

2 years ago

[info]periskop

2 years ago

[info]lord_k

2 years ago

[info]periskop

2 years ago

[info]roler_x

November 28 2009, 11:44:11 UTC 2 years ago

Спасибо за интересный пост.

[info]periskop

November 28 2009, 11:46:56 UTC 2 years ago

Пожалуйста.

[info]seann

November 28 2009, 11:47:29 UTC 2 years ago

Действительно, Пергамон.
Только сейчас поняла, как сильно алтарь повлиял на межвоенную архитектуру всего мира. Его, кажется, в 1911 откопали? И выставили только перед самой войной.

В СССР тоже много строили в этом духе (колоннада, ступени).

[info]periskop

November 28 2009, 11:55:05 UTC 2 years ago

По памяти, его откопали то ли в конце XIX, то ли в начале XX века. Но не точно помню. Наверное, если покопаться в сети, можно найти точную датировку, когда его в Берлин приволокли.

[info]seann

2 years ago

[info]periskop

2 years ago

[info]seann

2 years ago

[info]periskop

2 years ago

[info]prussak

2 years ago

[info]vedmed1969

November 28 2009, 11:51:36 UTC 2 years ago

зря взорвали зал с колоннадой - какая-то месть неодушевленным предметам получается.
Шпеер старался, значит, а эти взяли и того...

[info]periskop

November 28 2009, 11:56:34 UTC 2 years ago

Там стояла проблема десакрализации этого места. Это непростая проблема. Место и так с явной энергетикой, несмотря на все старания его "опустить", разметить на куски обыденного назначения, а тут ещё и колоннада. Гигантская и монументальная.

[info]kassi

November 28 2009, 12:15:39 UTC 2 years ago

Пергамский алтарь - битва богов с гигантами...

А ведь, черт возьми, КРАСИВО. Просто, величественно и со вкусом. - Никаких финтифлюшек, как у нас на ВДНХ... (понятно, что ВДНХ строилось для другого..... но всё же...)
Оно всё из натурального камня?
Как же можно ТАК построить, чтобы было не снести??

[info]periskop

November 28 2009, 12:23:59 UTC 2 years ago

Очень уж жёстко и строго. Я даже когда по ж/д Германии передвигаюсь - мгновенно узнаю этот стиль, в вокзале ли, в постройке вспомогательной, в депо ли. Его не спутать. А вот сталианс мне больше нравится, он теплей и человечней по восприятию. И московские высотки ("семь сестёр"), как его абсолютный пик...

Оно всё из натурального камня?
Как же можно ТАК построить, чтобы было не снести??

Из натурального, да.
Насчет снести. Видимо, я немного нечетко выразился. Снести (взорвать, разбомбить) можно что угодно - скажем, как монументальный русский собор Ал.Невского в Варшаве при Пилсудском. Вопрос в том, что разрушать такое строение - это колоссально дорого, неподьёмно для обычной рыночной экономики.

[info]kassi

2 years ago

[info]periskop

2 years ago

[info]kassi

2 years ago

[info]prussak

2 years ago

[info]periskop

2 years ago

[info]kassi

2 years ago

[info]periskop

2 years ago

[info]kassi

2 years ago

[info]periskop

2 years ago

[info]kassi

2 years ago

[info]dani_stern

2 years ago

[info]kassi

2 years ago

[info]svile

2 years ago

[info]kassi

2 years ago

[info]periskop

2 years ago

[info]alh__

2 years ago

[info]prussak

2 years ago

[info]kassi

2 years ago

[info]periskop

2 years ago

[info]kassi

2 years ago

[info]periskop

2 years ago

[info]nagly_gnom

November 28 2009, 12:23:21 UTC 2 years ago

Некошерные геи и евреи, отвергшие своего Мошиаха, взорвали великий памятник Эпохи! Смерть неверным геям, евреям и москвичам!

[info]periskop

November 28 2009, 12:24:36 UTC 2 years ago

А кто это у нас так прямо заимствовал аватарку от Редшона?

[info]nagly_gnom

2 years ago

[info]periskop

2 years ago

[info]nagly_gnom

2 years ago

[info]nagly_gnom

2 years ago

[info]alex_kraine

November 28 2009, 12:26:46 UTC 2 years ago

Масштабно. На мелочи тираны не разменивались. По-моему, именно на этом поле, потрясенный размахом "Железной пяты" Рейха герой Клауса-Марии Брандауэра в "Мефисто" говорит: "Я всего лишь актер..."

[info]periskop

November 28 2009, 13:01:20 UTC 2 years ago Edited:  November 28 2009, 13:01:33 UTC

Да, очень масштабно. На месте это особенно чувствуется.

[info]gunter_spb

November 28 2009, 12:31:15 UTC 2 years ago

Пост как всегда на Пулитцера. :)

[info]periskop

November 28 2009, 12:38:26 UTC 2 years ago

:)))

[info]prussak

November 28 2009, 12:32:58 UTC 2 years ago

странно... там же даже выставка была одно время, в сохранившемся центральном блоке "под свастикой" - что ж её демонтировали? наверное, чтобы новому музейному центру доменига не мешала?

[info]periskop

November 28 2009, 12:36:20 UTC 2 years ago

А вот демонтировали. Под корень полный. Ничего нет, одно запустение.

[info]eksel

November 28 2009, 12:51:47 UTC 2 years ago

спасибо за рассказ!

[info]periskop

November 28 2009, 13:00:45 UTC 2 years ago

Пожалуйста.

[info]shmuklerowitch

November 28 2009, 13:08:16 UTC 2 years ago

Пишете всяких глупостей про фашистов, вместо того чтобы сделать пожертвование на Музей Гиюра! Как раз напротив музея ГУЛАГа...

[info]periskop

November 28 2009, 13:30:01 UTC 2 years ago

Не стоит так обобщать, музею гиюра я подарил удобный острый ножик из петербургского Окея. А музею Гулага - гайку от тачки, найденную мной на станции Хани Байкало-Амурской ж.д.

[info]periskop

2 years ago

[info]martin92

2 years ago

[info]metaloleg

November 28 2009, 13:15:21 UTC 2 years ago

световой парад впечатляет

[info]vatsons

November 28 2009, 13:42:47 UTC 2 years ago

Однако! Умело то поколение впечатлять!

[info]lukas_pro

November 28 2009, 14:43:20 UTC 2 years ago

посылавшие луч на несколько километров, и выпросил у Г

Не у Гитлера, а у Кейтеля, если мне память не изменяет (недавно перечитывал мемуары). Не у Гитлера точно.

Кстати, помните вы как-то интересовались, что за войска в светло-чёрной форме на приёме у гитлера? У того же Шпеера в мемуарах прочитал - это спец.войска сс, служившие обслугой. Найду отрывок - процитирую.

[info]periskop

November 28 2009, 14:44:58 UTC 2 years ago

Ага, понял, спасибо. Найдете отрывочек - бросьте цитатой.

[info]d_prospero

November 28 2009, 14:53:14 UTC 2 years ago

Отличный фоторепортаж, спасибо.

[info]periskop

November 28 2009, 15:15:09 UTC 2 years ago

Пожалуйста.

[info]ne_formal

November 28 2009, 15:13:10 UTC 2 years ago

не хватает современного фото с места Гитлера.. было бы очень интересно..

[info]periskop

November 28 2009, 15:14:43 UTC 2 years ago

Гляньте на снимок №37. Нижняя часть кадра - это как раз то место.

[info]ne_formal

2 years ago

[info]periskop

2 years ago

[info]not_id

November 28 2009, 16:53:50 UTC 2 years ago

Интересно.

[info]chilly_bang

November 28 2009, 19:16:33 UTC 2 years ago

когда я учился в нюрнберге, у нас, как и у многой другой молодёжи с отсутствием пиетета к такого рода памятникам было такое развлечение: по летним субботним вечерам мы собирались на Reichsparteigeläde, возле трибуны, включали в машинах радио на полную громкость, настроив на одну дискотечную волну и катались на роликовых коньках. иногда приезжающая полиция замечаний не делала, и иногда появлялись статьи в местных и общенемецких СМИ, рассказывающие в позитивном ключе, как фашистские постройки помогают современной молодёжи культурно организовывать свой досуг.

[info]just_chertenka

November 29 2009, 14:54:49 UTC 2 years ago

А там и сейчас играют в роллер-хоккей :))

[info]22sobaki

November 28 2009, 19:34:34 UTC 2 years ago

Вот интересно, неужели так на каменных ступенях и сидели? Эдак можно и, кхм, простатит заработать. Древние греки вроде бы собой подушки в театр приносили...

[info]periskop

November 28 2009, 19:37:34 UTC 2 years ago

Конечно, не на самом камне. Там были деревянные скамьи смонтированы.

[info]vlad_hunrider

November 28 2009, 21:38:53 UTC 2 years ago

Вот спасибо, так спасибо!

[info]georg_m85

November 28 2009, 22:02:15 UTC 2 years ago

Да история лучший в мире советчик....

[info]reon

November 28 2009, 22:09:52 UTC 2 years ago

мощное исследование... а почему они все это сеткой огородили? чтобы фанаты третьего рейха не ломились?

[info]periskop

November 29 2009, 07:45:24 UTC 2 years ago

Мотивацию у них надо спрашивать. ХЗ...

[info]mongwu

November 29 2009, 02:29:41 UTC 2 years ago

Впечатляет... Спасибо.

[info]observer_8

November 29 2009, 05:46:01 UTC 2 years ago

Потрясён увиденным!...
Previous
← Ctrl← Alt
  • 1
  • 2
Next
Ctrl →Alt →
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…