Перископ из глубин Тихого океана ([info]periskop) wrote,
@ 2008-05-14 11:19:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:Монино, авиация, фото

Монино, ч.4. Ту-16 и Ил-28: Работяги "холодной войны"
Я не зря их так назвал – это действительно были «работяги» среди военной авиации той эпохи.

Ту-16 я прекрасно помню по Камчатке, в школьные годы: семь или восемь машин постоянно стояли на Елизовском аэродроме в конце 70-х и начале 80-х, в глухом углу, ближе к гарнизону на 28-м км. И когда мы летели на материк или с материка, непременно их «приветствовали» в процессе рулежки на ВПП. Меня, помню, ещё поражало, что они там стояли с целиком зачехлёнными «носами»: до «шестнадцатых» я такого не видел :) Видел я их и взлетающих: спутать было очень трудно, т.к. они издавали характерный «свистящий» звук высокой частоты, которого у других самолётов не было. Как и их младший брат, Ту-104, тоже. Был рад с ними тут повстречаться :)
Ну а второй самолет, который показан в этом выпуске – ветеран почти боевой: именно группа Ил-28, носителей ядерного оружия (42 машины), была переброшена на Кубу в разгар «карибского кризиса». Но, в отличие от Ту-16, я его никогда «вживую» не видел – только тут, в музее.



Общий план «классического» Ту-16.


Табличка к самолёту.


«Нос» Ту-16-го.


Передняя часть фюзеляжа.


А это немного другой вариант, с подкрыльевыми ракетами – Ту-16К.
Вообще, у него довольно много было модификаций.


Ту-16К, вид спереди.


Ну, и ещё одна его проекция, до кучи :)


А это уже Ил-28. Самый первый крупносерийный реактивный бомбер СССР.

Надежность самолета и прочность его конструкции стали поистине легендарными. Служившие в Черняховске хорошо помнят случай, когда машина с их базы после вынужденной посадки на море оставалась более двух часов на плаву, была отбуксирована к берегу, отремонтирована, после чего продолжала эксплуатироваться. Экипажу Ил-28У 408-го фронтового бомбардировочного полка (ФБАП) из Стрыя пришлось испытать на себе поведение машины при попадании в грозу и град. Их спарка "воткнулась" в черное облако на высоте 6000 м, где ее здорово потрепало и бросило в левый крен. Сидевший на инструкторском месте комэск Коноплянников убрал тягу двигателей, а когда машина на высоте 1800 м вывалилась из облаков, вывел их на номинальный режим, выровнял самолет и благополучно посадил его на своем аэродроме. На земле выяснилось, что машина получила несколько пробоин от попаданий молний и что краска (местами даже грунт) содрана градом со всех передних кромок крыла и оперения.
Особую славу заслужили двигатели. Так как полеты на предельно малой высоте (ПМВ) выполнялись часто, то попадание в воздухозаборники птиц, веток с макушек деревьев было явлением весьма распространенным. Но, за редчайшим исключением, ВК-1 продолжали работать.
(airwar.ru)

Табличка к самолёту.


Ил-28, вид спереди.


Крупно, обьемная проекция Ила.


Подробней про Ил-28 и Ту-16 в "Уголке Неба".

Монино:
1. Ла-7 Ивана Кожедуба
2. Экспериментальный ударный самолёт Т-4
3. Ту-4 – «Наш ответ Америке»

Внимание!
Репосты с полной трансляцией поста в сторонние ресурсы без согласования со мной не разрешаются.
При желании осуществлять трансляцию - обращаться сюда.



(Post a new comment)


[info]legatus_minor
2008-05-14 07:36 am UTC (link)
Самым первым серийным реактивным бомбером СССР был все же Ту-12. ;-) Ил-28 - второй.

(Reply to this)(Thread)


[info]periskop
2008-05-14 07:43 am UTC (link)
Да? Хорошо, уточню. Если так, то непременно поправлю на более обтекаемую формулировку.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]legatus_minor
2008-05-14 07:45 am UTC (link)
http://airwar.ru/enc/bomber/tu12.html

http://airwar.ru/enc/bomber/il28.html

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]periskop
2008-05-14 08:01 am UTC (link)
Кстати, собственно Ту-12 в Монино-то и нет. Жаль.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]legatus_minor
2008-05-14 08:02 am UTC (link)
Увы, да :-(

(Reply to this)(Parent)


[info]kitowras
2008-05-14 07:45 am UTC (link)
А не Ту-14? Ту-12 вроде бы серийным не стал, проиграв конкурс все тому же Ил-28?
А.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]legatus_minor
2008-05-14 07:48 am UTC (link)
Ту-12 был выпущен малой серией. :-)

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]periskop
2008-05-14 07:51 am UTC (link)
Да, я добавил в формулировку слово "крупносерийный". Чтоб не было двусмысленности.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]legatus_minor
2008-05-14 07:52 am UTC (link)
Ага.

(Reply to this)(Parent)


[info]periskop
2008-05-14 07:48 am UTC (link)
Посмотрел.
"Уголок Неба" именует Ту-12 "опытным реактивным бомбардировщиком".

Правда, потом, пишет так:
Малая серия Ту-12 с двигателями РД-45, достроенная на заводе 23, поступила в эксплуатацию. Самолеты использовались для подготовки летного состава ВВС при переучивании на новую реактивную технику. Один экземпляр Ту-12 переоборудовали в летающую лабораторию для испытаний прямоточных реактивных двигателей. Получив обозначение Ту-12ЛЛ, он использовался до начала 50-х годов.

Т.е. в строевых частях с повседневной работой их не было. Ил-28 - первый массовый. Хотя, формально, Ту-12 можно признать первым, но "опытным".

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]legatus_minor
2008-05-14 07:50 am UTC (link)
можно и так.

(Reply to this)(Parent)


[info]dolin
2008-05-14 07:48 am UTC (link)
Этот ли самолет снимался в фильме "Случай в квадрате 36-80" ?

(Reply to this)(Thread)


[info]kitowras
2008-05-14 07:51 am UTC (link)
Ту-16? да именно его. Причем в двух вариантах.
А.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]dolin
2008-05-14 07:53 am UTC (link)
Спасибо! Один, помню был заправщиком. А еще был турбовинотовой американец, которого наши "проучили"! Интересно, что это был за самолет? Действительно американский?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]periskop
2008-05-14 07:55 am UTC (link)
Уж не "Орион" ли?

(Reply to this)(Parent)


[info]legatus_minor
2008-05-14 08:00 am UTC (link)
Орион. Роль коего исполнял очень похожий внешне Ил-38, также как и Орион созданный на основе пассажирского турбовинтового авиалайнера. "Орион" - на базе "Электры", Ил-38 на базе Ил-18.

(Reply to this)(Parent)


[info]cadmi
2008-05-14 08:03 am UTC (link)
Ил-38 (в девичестве Ил-18) в роли Lockheed P3 Orion :)

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]dolin
2008-05-14 08:06 am UTC (link)
Спасибо, действительно очень похожие машины! Наш постарше чуть-чуть. Патрулируют ли они до сих пор?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]cadmi
2008-05-14 08:06 am UTC (link)
да, причем оба :)

(Reply to this)(Parent)


[info]legatus_minor
2008-05-14 08:12 am UTC (link)
Нет, американец постарше. Просто P-3C это уже модернизированный вариант. А первый - P-3A.

http://www.airwar.ru/enc/sea/p3.html

(Reply to this)(Parent)


[info]kitowras
2008-05-14 08:13 am UTC (link)
а второй - спасателем. Проучили конечно Орион в роли которого традиционно выступил Ил-38.
А.

(Reply to this)(Parent)


[info]sam_glor
2008-05-14 11:52 am UTC (link)
[Изо всех сил молчит про то, как однажды сидел в кабине Ту-16 за штурвалом.]
Спасибо за серию, наблюдаю с интересом.

(Reply to this)(Thread)


[info]periskop
2008-05-14 11:57 am UTC (link)
Можно и рассказать про это, когда-нибудь :)))

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]sam_glor
2008-05-14 05:56 pm UTC (link)
На самом деле это была отрезанная кабина самолета. Она валялась во дворе авиостроительного ПТУ.:)

Мой дед строил эти самолеты. Был в комиссии, расследовавшей авиакатастрофы, происходившие с заводскими машинами. Катастроф было много...

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]periskop
2008-05-14 09:53 pm UTC (link)
Ах вот как...)

(Reply to this)(Parent)


[info]paintervic
2008-05-14 12:20 pm UTC (link)
Знакомые по Баде машины:))

(Reply to this)(Thread)


[info]periskop
2008-05-14 03:51 pm UTC (link)
Это вы про Ил-28? Ту-16 я что-то там не припоминаю...

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]paintervic
2008-05-14 05:28 pm UTC (link)
Там были обе машины. Я как раз изучал ТУ-16. Были ещё ТУ-22 - прототип ТУ-144. Речь идёт о конце 80-х, может в ваше время было по другому:)

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]sam_glor
2008-05-14 05:51 pm UTC (link)
Ту-22 - прототип Ту-144?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]paintervic
2008-05-14 06:11 pm UTC (link)
Да. Так же как ТУ-16 прототип ТУ-104.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]sam_glor
2008-05-14 06:19 pm UTC (link)
С Ту-16 понятно.
Но Ту-22 даже выглядит по другому, нежели Ту-144: расположение двигателей, форма крыла, кабина...

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]paintervic
2008-05-14 06:41 pm UTC (link)
Туполев работал над Ту-22 в конце 50-х, а над Ту-144 с начала 60-х, т.е. практически в одно время, конечно, военная машина была завершена раньше, но идеи заложенные в ТУ-22 наверняка с существенными доработками перешли в 144-й. Но я вообще-то спорить не буду - может и Ваша правда:))

(Reply to this)(Parent)


[info]paintervic
2008-05-14 05:30 pm UTC (link)
оговорился - конец 70-х, извиняюсь

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]periskop
2008-05-14 09:54 pm UTC (link)
Ага, я понял. Я помню времена несколько попозже...

(Reply to this)(Parent)


[info]vatsons
2008-05-14 05:10 pm UTC (link)
Как всё-таки фотогеничны самолёты! Воистину, созданное талантом, не может быть уродливым.

(Reply to this)(Thread)


[info]periskop
2008-05-14 09:52 pm UTC (link)
Наверное, так...

(Reply to this)(Parent)


[info]shepet
2008-05-14 08:58 pm UTC (link)
Да, хороши!
У меня где то должны быть отсканенные фотки Ил-28 в полёте, курсанты Оренбургского училища снимали друг друга где-то в 70-х, надо будет запостить.

(Reply to this)(Thread)


[info]periskop
2008-05-14 09:52 pm UTC (link)
Ого! Ил-28 в полёте! Надо непременно показать!!!

(Reply to this)(Parent)


[info]polar_bee
2008-05-15 04:14 am UTC (link)
Ил-28 понравился сильно.

(Reply to this)


[info]nick_1
2008-05-15 10:19 am UTC (link)
я его никогда «вживую» не видел
В начале 70-х Ил-28 очень часто можно было видеть в небе над Юрмалой - по-видимому, они базировались в Румбуле, которая тогда была не только гражданским, но и военным аэродромом. Фотосессия, как всегда - на высшем уровне, спасибо.

(Reply to this)


[info]svetomir
2008-05-16 07:43 am UTC (link)
Великолепная машина!
Это про Ил-28.
Батя говорит, как только курсантами не мучали его, а он все прощал "зеленым".

(Reply to this)


[info]tambovwolf
2008-05-30 08:12 am UTC (link)
По Ту-16 у меня много :) Все ж все детство рядом с ними прошло :) Спасибо

(Reply to this)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…