Перископ из глубин Тихого океана ([info]periskop) wrote,
@ 2007-12-20 11:59:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:Питер, архив, уход в историю

Электроперевоз через Неву
Коварный [info]isl навёл на потрясающий сайт, и конечно же, я не смог удержаться, полез сразу в глубины. Вот что откопал по одной из любимых тем – электроперевозы через Неву.

Это будочка электроперевоза для населения, у самого Зимнего. Как видите, нет ещё никаких следов начала подготовительных работ по Дворцовому мосту, а значит, это до 1911 г. А мне кажется, что это даже до 1907, когда этот бизнес процветал, ввиду монополии конки по суше (внутри города).
Кстати, что это за странные девайсы на крыше Зимнего? Кто в курсе? Какая-то каланча и еще 8-угольная надстройка над дворцовым зданием, весьма безобразящие их классический облик. Но раз построили, то ведь не так просто. Что это такое?



Будочка электроперевоза и вид на ледовую Неву. Готовьте 3 копейки! :)


Вагон электроперевоза близко.


Хорошо видно, что на каком-то участке льда путей было два – для разьезда с встречным рейсом.


А вот пожалуйста - и сам разьезд встречных рейсов.


Два вагона движутся друг другу навстречу по льду Невы, на фоне Петропавловки.
Обратите внимание, что внутри крепости коптит и чадит какой-то заводик, с кучей труб. Монетный двор? Или что это?


А сайт архива просто офигенный.
Наверное, два вечера теперь уйдет безвозвратно :)



(71 comments) - (Post a new comment)


[info]kozharik
2007-12-20 09:01 am UTC (link)
это телеграф - связь с Петергофом, Гатчиной

(Reply to this) (Thread)


[info]periskop
2007-12-20 09:03 am UTC (link)
Каланча на крыше Зимнего - телеграф? Или 8-угольный короб?

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]gorby911, 2007-12-20 09:06 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]periskop, 2007-12-20 09:16 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]gorby911, 2007-12-20 09:38 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]periskop, 2007-12-20 09:41 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]rms_baltic, 2008-03-02 10:44 am UTC (Expand)
это башенка оптического телеграфа - [info]nikcorn, 2007-12-20 09:34 am UTC (Expand)
Re: это башенка оптического телеграфа - [info]nikcorn, 2007-12-20 09:37 am UTC (Expand)
Re: это башенка оптического телеграфа - [info]periskop, 2007-12-20 09:42 am UTC (Expand)

[info]sahha
2007-12-20 09:05 am UTC (link)
ДА!!
Очень интересно!!!

(Reply to this)


[info]enotikova
2007-12-20 09:05 am UTC (link)
Ух ты, как интересно :) Получается, на зиму сооружали, а потом разбирали? И так несколько лет?

(Reply to this) (Thread)


[info]periskop
2007-12-20 09:17 am UTC (link)
Да, именно так. На зиму, как лед встанет. Еще бруски для крепости вмораживали, около путей.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]enotikova, 2007-12-20 09:33 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]periskop, 2007-12-20 10:26 am UTC (Expand)

[info]dfaw
2007-12-20 09:14 am UTC (link)
Короб очень напоминает банальную водонапорную башню, что по сути не исключено.

(Reply to this) (Thread)


[info]periskop
2007-12-20 09:18 am UTC (link)
У короба вверху что-то торчит. Не антенна ли?

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]dfaw, 2007-12-20 09:28 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]periskop, 2007-12-20 09:31 am UTC (Expand)

[info]expert_sg
2007-12-20 09:19 am UTC (link)
Обратите внимание, что внутри крепости коптит и чадит какой-то заводик, с кучей труб. Монетный двор? Или что это?

Это, похоже, не внутри крепости, а уже на Петроградке.

(Reply to this) (Thread)


[info]periskop
2007-12-20 09:20 am UTC (link)
У меня по масштабу отображения сложилось ощущение, что именно в крепости.

(Reply to this) (Parent)


[info]isl
2007-12-20 09:27 am UTC (link)
>Наверное, два вечера теперь уйдет безвозвратно

(коварно потирая руки) два? оптимистичная оценка, однако!;)

Про башенки на Зимнем. Если не путаю, высокая - это оптический телеграф (линия была до Варшавы), низкая (она и сейчас есть) - обычный.

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]periskop
2007-12-20 09:44 am UTC (link)
Оптимистичная, наверное. Скорей всего, больше :)

Что касается опт/телеграфа, то он с 1854 не действовал, а башенка - была. А когда её сломали, не знаю.

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]zedra, 2007-12-20 09:47 am UTC (Expand)

[info]yoxcel
2007-12-20 09:41 am UTC (link)
телеграфная башенька (8 углов) есть и сейчас

(Reply to this) (Thread)


[info]periskop
2007-12-20 09:42 am UTC (link)
Есть, есть. Уже выяснили.

(Reply to this) (Parent)


[info]modelman
2007-12-20 09:43 am UTC (link)
Это уже [info]ru_uzd какое-то :)) Прекрасно.

(Reply to this) (Thread)


[info]malianov
2007-12-20 09:54 am UTC (link)
Кстати, да. Тоже узкоколейка.

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]periskop, 2007-12-20 10:08 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]malianov, 2007-12-20 10:22 am UTC (Expand)

[info]yapet
2007-12-20 09:48 am UTC (link)
А на последней фотографии, за Петропавловской Крепостью, что за гигант индустрии с трубами? Это Кронверк-Арсенал так выглядел? Вряд ли. А что там?

(Reply to this) (Thread)


[info]periskop
2007-12-20 10:09 am UTC (link)
Меня тоже мучает этот вопрос. Такое ощущение, что он не "за", а на территории. Хотя, может, я и ошибаюсь.

(Reply to this) (Parent)


[info]smarinka
2007-12-20 09:51 am UTC (link)
Удивительно!
Не, трамваи по льду вы нам уже показывали, но мост - почему так долго не строили?
Львы есть, а моста нет.
А что за красивая ограда справа? она от зимнего идёт? а что под ней - вода? не могу представить эту местность...

(Reply to this) (Thread)


[info]periskop
2007-12-20 10:15 am UTC (link)
Она видна на всех дореволюц. открытках Зимнего. Там не вода, а сад.
Ограду ликвидировали в начале 20-х годов, по моим сведениям, устроив там общедоступный сквер.

почему так долго не строили?

Тут очень долго наплавной мост был, сезонный. А капитальный сподобились только в 1912 начать.

(Reply to this) (Parent)


[info]malianov
2007-12-20 09:52 am UTC (link)
На сайте Зиновьева тоже есть это: "трамвай по льду Невы".
http://narrow.parovoz.com/emb/index.php?ID=908

(Reply to this) (Thread)


[info]periskop
2007-12-20 10:17 am UTC (link)
На сайте архива гораздо полней, ракурсы оригинальней и качество выше. Что радует :)))

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]malianov, 2007-12-20 10:30 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]periskop, 2007-12-20 11:05 am UTC (Expand)
чмок, за ссылочку:))))))))
[info]levinski
2007-12-20 10:02 am UTC (link)
http://photoarchive.spb.ru:9090/www/showChildObjects.do?object=2501819069

(Reply to this) (Thread)

Re: чмок, за ссылочку:))))))))
[info]periskop
2007-12-20 10:16 am UTC (link)
Ну вот, и ты по вкусу нашла картинки! Всем хорошо)

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

Re: чмок, за ссылочку:)))))))) - [info]levinski, 2007-12-20 10:26 am UTC (Expand)

[info]k0shik
2007-12-20 10:09 am UTC (link)
Всего 100 лет прошло, а какие изменения.. Офигеть!

(Reply to this) (Thread)


[info]periskop
2007-12-20 10:16 am UTC (link)
А чего, Люся, разве это большие изменения?

(Reply to this) (Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]k0shik, 2007-12-20 12:14 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]periskop, 2007-12-20 12:17 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]k0shik, 2007-12-20 12:41 pm UTC (Expand)

[info]georwg
2007-12-20 10:46 am UTC (link)
smarinka
Мосты не строили возможно отчасти из-за лобби речных перевозчиков, которое существовало с момента возникновения города, отчасти из-за сложности и дороговизны самой задачи. Нева это не Темза и не Сенна.
К запечатленному моменту уже построены Благовещенский и Литейный. Ну и масса наплавных и деревянных мостов по Невкам, из-за практически полного отсутствия навигации они не убирались
Показательна история с мостом Петра Великого, когда добились высочайшего разрешения на возведение только после катастрофы парома на Охту, в которой погибли люди.

Ограда справа окаймляет сквер у Зимнего дворца. Снесена сразу после революции как символ самодержавия, двухглавые орлы с имераторской короной на решетке. Через некотрое время перенесена к нарвской заставе, в парк "имени 9-го января". В начале 90-ых часть ушла на реконструкцию, часть так и осталась по новому адресу.Реставрация похоже закончилась ничем и можно полагать что ограда на сегодняшний день де-факто утрачена. Периодически возникают мысли о ее воссоздание и возможно Пиотровский после возвращения дворцу исторической расцветки займется этим.

Кстати, обратил внимание на некое подобие купола и шпиль на крыше дома расположенного на углу набережной и Зверинского переулка. До наших дней эти элементы декора не сохранились. А заводик скорее всего действительно уже на большой земле, где -нибудь в медвежьем углу у Кронверка, набережной там тогда не было, и к крепости выходили бросовые территории промзоны.

(Reply to this) (Thread)(Expand)


[info]periskop
2007-12-20 11:04 am UTC (link)
Строго говоря, к этому моменту был уже и ключевой мост, важнейший для Петроградской стороны - Троицкий (1903).
А что касается ограды и той территории, что она окаймляла, то с ней не так очевидно и просто - она была снесена не совсем сразу после революции, а после грандиозного празднества на пл.Урицкого (Дворцовой) в честь III конгресса Коминтерна (лето 1920). Может, и сразу после него.

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]alla_la, 2007-12-20 11:39 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]periskop, 2007-12-20 11:49 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]alla_la, 2007-12-21 02:20 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]periskop, 2007-12-21 07:20 am UTC (Expand)

[info]georwg
2007-12-20 11:06 am UTC (link)
Почему то решил что Троицкий открыт в 1911.

(Reply to this)


[info]georwg
2007-12-20 11:51 am UTC (link)
К вопросу об истории цветов Зимнего.

Как минимум после окончания ВОВ дворец стоит в знаком нам колоре. Насчет довоенного цвета ничего сказать не могу, правда доходили воспоминания о том, что одно время дворец был лазурным, примерно таким же как и Екатерининский в Царском Селе.
Перед революцией и во время событий оных Зимний был багровым, кроваво-темно-красным. С какого года он стал таким мне неизвестно, но виденные мною дореволюционные фотографии фиксируют дворец именно в таком виде.
Что касается проекта г. Пиотровского, то по его словам дворей будет перекрашен в "жемчужный" цвет, что вроде бы соответствует началу 19 века. Что понимается под "жемчужным"? Ну, на мой взгляд что то светлое, бело-серо-желтых тонов. Думаю, увидим.

(Reply to this) (Thread)

"Зимний был багровым, кроваво-темно-красным"
[info]retromoscow
2007-12-20 12:00 pm UTC (link)
как раз вчера как раз вспоминали это :)

(Reply to this) (Parent)

электроперевозы через Неву
[info]retromoscow
2007-12-20 11:55 am UTC (link)
Насколько я помню, "ice tram" в Питере - идея городской упрвавы, которая не могла использовать трамвай на земле, т.к. рельсовые пути были не в муниципальном владении, а в собственности частников-хозяев "конки", а речная акватория не читалась "материком" :), поэтому таким образом зимой можно было применить трамвай.

По той же причине питерская "конка" стояла на пути тех.прогресса, и мешала внедрению электрического трамвая. Вообще, абсурд, конечно, но ничего не сделаешь - закон-с, а выкупить "конку" долго не могли. Вот в Первопрестольной столице властям это удалось гораздо раньше, и 1899 Москва уже получила трамвай (лет на 7-8 даже раньше, чем в Северной Пальмире)

(Reply to this) (Thread)

Re: электроперевозы через Неву
[info]periskop
2007-12-20 12:11 pm UTC (link)
Абсурд, конечно. Полнейший. И это столица империи!
А вот Киев аж в 1892 трамвай получил.

(Reply to this) (Parent)


[info]freto
2007-12-20 12:30 pm UTC (link)
спасибо огромное за пост!
друзья московские не верили что у нас ходили-таки "трамваи" по льду, а я всё никак не мог найти подтверждения :)) спасибо!

(Reply to this) (Thread)


[info]periskop
2007-12-20 12:31 pm UTC (link)
Так покажите им снимки скорей! :)

(Reply to this) (Parent)


[info]bu33er
2007-12-20 01:14 pm UTC (link)
О! А вот это фото весьма известное! Видел именно его в качестве иллюстрации в книги "Очерки истории науки и техники". Там раздел был по развитию рельсового городского транспорта, и этот факт "ледового трамвая" упоминался.

(Reply to this) (Thread)


[info]periskop
2007-12-22 11:25 am UTC (link)
Я это фото как-то постил, весной, кажется.

(Reply to this) (Parent)


[info]malianov
2007-12-20 03:14 pm UTC (link)
Эх... Какая тут работа после такого... Долго рылся в ынтернете и вот:

Цитата:
В 1880 году в городе прошли первые испытания электрического вагона, прототипа трамвая. Владельцы конок препятствовали развитию нового транспорта, и в 1895 году электрический трамвай был запущен по льду Невы, поскольку закон ограждал коночников от конкуренции на улицах города. Шпалы, рельсы и столбы для контактной сети врезались прямо в лёд. Сначала было проложено три линии: «площадь Декабристов — Васильевский остров», «Дворцовая набережная — Мытнинская набережная» и «Суворовская площадь — Выборгская сторона», позже — ещё одна — «Суворовская площадь — Петроградская сторона». Все линии были узкоколейными однопутными с разъездами. Существовал такой трамвай недолго, в 1910 году трамвайные линии по льду Невы были проложены в последний раз.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B2%D0%B0%D1%8F

Цитата:
В течение нескольких сезонов действовали 4 линии, построенные "Товариществом для эксплуатации электричества М. М. Подобедова и К". Токоприемник штанговый, колея - 1067 мм, напряжение - 225В, скорость - 20 км/час, мест - 20.
http://tramway.by.ru/files/history/tram/main.htm

Также существовала трамвайная линия по льду Оки в Нижнем Новгороде.
См. http://tramnn.narod.ru/history/cars/oerlikon/view.html?id=5

(Reply to this) (Thread)


[info]periskop
2007-12-21 10:22 am UTC (link)
Спасибо за дополнения. Надо сказать, снимки из архива о Сенатском перевозе тоже очень колоритны.

(Reply to this) (Parent)


[info]tat_dt
2007-12-20 05:31 pm UTC (link)
Ну вот и Вы заразились этим сайтом:) У меня уже ушло гораздо больше вечеров, а еще ведь на сайте далеко не все материалы, которые есть в архиве...

(Reply to this) (Thread)


[info]periskop
2007-12-21 10:23 am UTC (link)
Да, я вчера посмотрел так... шапочно. Лазить и лазить там ещё! :)))

(Reply to this) (Parent)

(Reply from suspended user)

[info]mongwu
2007-12-22 01:05 am UTC (link)
Не раз слышал, но ни разу не видел - спасибо.

(Reply to this) (Thread)


[info]periskop
2007-12-22 11:21 am UTC (link)
Пожалуйста!

(Reply to this) (Parent)


[info]georwg
2007-12-23 08:08 am UTC (link)
Внимательно присмотрелся к первому фото.

Обратите внимание на расстояние от льва до здания Зимнего. Не кажется ли оно несоизмеримо малым с современным. То есть может ли так получится, что при строительстве Дворцового, пристань со львами перенесли чуть ниже по течению? Или просто искажене перспективы?

(Reply to this) (Thread)


[info]egor_13
2008-01-16 02:33 pm UTC (link)
Cверился с GoogleMaps, прикинул по Зимнему - мне тоже представляется, что перенесены. Примерно на четверть, если не на треть, прежнего расстояния.

(Reply to this) (Parent)


[info]naperstianka
2007-12-26 06:56 pm UTC (link)
Потрясающе интересно! А на сайт прямо подсела!

(Reply to this)


(71 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…