Перископ из глубин Тихого океана (periskop) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop

Челябинский Тракторный и Соцгород ЧТЗ

Прошлый пост этой серии многим явно полюбился. Вот интересно – постишь лютики-цветочки, получаешь немножко радостных комментов и затем тишину, а постишь индустрию и дымы – получаешь кипение страстей и полный спектр мнений, на пару сотен комментов. Интересное явление, конечно :)
Однако продолжаю показ Челябинска. Сегодня покажу, очень пунктирно, район «Танкограда» – Челябинского Тракторного (ЧТЗ) и его Соцгород. Это восточная часть города.




Танк-памятник на вьезде в район ЧТЗ.
Сами цеха завода находятся к югу от основной трассы.


Плакат о Челябинске в том же районе. На заднем плане – заводоуправление ЧТЗ.


Интересное здание, которое я не включил в обзор сталинской архитектуры – Театр ЧТЗ. Кажется, предвоенное.


Заводоуправление ЧТЗ. На редкость ординарный комплекс построек в унылом стиле 70-х (оказывается, нет, это исчезающий уже к тому времени конструктивистский комплекс). Я ожидал, конечно, более фундаментального подхода, в стиле «Красного Октября» в Сталинграде. Заметно также, по ряду окружающих примет, что завод переживает сейчас не лучшие времена и давно уже в депрессии.

Однако на здании расположен целый ряд мемориальных досок, весьма поучительных, некоторые из них я показываю ниже.

Обратите внимание, что ЧТЗ не зря называли «Танкоградом»: в момент, когда вермахт подошёл к Сталинграду и тем самым вывел из строя Сталинградский Тракторный, ЧТЗ остался, наряду с Нижним Тагилом, почти единственным крупномасштабным производителем танков в СССР. Очень показательно, что почти 17 месяцев (1942-1943) именно в Челябинске, а не в Куйбышеве, куда было эвакуировано правительство, размещался Наркомат Танковой Промышленности СССР со всем своим аппаратом, а директор ЧТЗ был одновременно и наркомом.


А вот ещё военные реалии. Основные кадры Танкограда были вывезены из трех мест, где было налажено довоенное производство танков, плюс из столицы.


Перед заводоуправлением стоит памятник первому трактору ЧТЗ.


Надпись на постаменте.


Радиатор охлаждения и передняя часть «Сталинца».


Очень много я походил по району Соцгорода ЧТЗ, строившегося в 30-е. Массив снимков оттуда немал, но в основном они повторяются, поэтому приведу тут лишь небольшие более-менее выразительные архитектурные фрагменты.

Символом Соцгорода для меня стал вот этот рыжий кот, который по-хозяйски расположился между домами (кстати, вообще там коты над собаками сильно преобладали, по визуальному впечатлению).


Сами дома не совсем похожи на те, что я видел в Соцгороде Сталинградского Тракторного. Годы постройки одни, но проект несколько отличен - в Сталинграде крыши не плоские. Дома тут в гораздо лучшем состоянии, чем там (и это совершенно понятно), а во-вторых – в районе психологически спокойнее. Тут не разлита между домами та кровавая аура, что прямо-таки кожей ощущается в Сталинграде.


Сама публика, проживающая тут, несколько «благополучнее», чем в аналогичном районе Сталинграда (Волгограда), где нужно ходить вообще с некоторой опаской, однако этот район города все-таки депрессивен, и это чувствуется.


Зато в районе очень много зелени, это существенный плюс.


Дом постройки 1933 г.


Улица, прорезающая старый Соцгород, названа в честь первого директора ЧТЗ Ловина.


Табличка на одном из домов :)


Магазин в торце дома :)


Скамейки во дворе.


Наконец, не удержался от того, чтобы не снять рекламку на стенде. Очень уж понравилось Ф.И.О. солистки :)


Продолжение следует.

Общее описание поездки, пресса о восточно-азиатском вояже.
Москва. Семь часов в плавильном котле – часть 1, часть 2.
Транссиб: 3. На Ярославском вокзале, 4. От Москвы до лесов костромских, 5. От Кирова до реки Камы , 6. Пермь Вторая, 7. Пересекаем Урал, 8. Екатеринбург и окрестности, 9. Западная Сибирь от Тюмени до Иртыша, 10. Западная Сибирь от Тюмени до Иртыша, 11. Ночной Новосибирск, 12. Вступаем в Восточную Сибирь, 13. Красноярск и окрестности, 14. Красоты за Енисеем, 15. Сибирь от Уяра до Тайшета, 16. Иркутск и окрестности, 17. Байкальский спуск к Слюдянке, 18. Вдоль Байкала, 19. От Селенги до Читы.
Забайкалье.
Чита: 1. Характер и колорит, 2. Раскрываем колорит дальше, 3. Каменная архитектура, 4. Деревянная архитектура, 5. Малая Забайкальская железная дорога. Зарисовки: китайцы в городе, привокзальный храм на закате.
Петровский Завод: Характер и колорит, Руины металлургического завода, Деревянные дома, Соцгород и Парк Металлургов, Историческое кладбище, Забайкальские коты.
Сретенск и путь к нему: Куэнга, Дорога вдоль Шилки, Вокзал и тупик Забайкальской дороги, Город Сретенск, Деревянная архитектура Сретенска.
Нерчинск и путь к Шилке: Забайкальский Версаль, Зарисовки из Нерчинска, Поселок Холбон, Город Шилка, Миг-15 в Шилке, От Шилки до Карымской.
Походы и поездки: Станция Яблоновая и путь на перевал, Великий Транссибирский водораздел, Город Хилок, Посёлок Бада, Семьдесят четвёртый элемент.
Путь на Южный Урал: До свидания, Забайкалье!, Поезд 11: от Иркутска до Иланской, Поезд 11: от Мариинска до Татарской, Поезд 11: от Казахстана до Челябинска.
Челябинск: Ж-д вокзал, Верста и верблюд с орлом, Ансамбль пешеходной Кировки, Сталинская архитектура, Южно-Уральский университет, Большая индустрия.
Tags: Челябинск, восточно-азиатский вояж
Subscribe
promo periskop april 13, 2016 11:03 109
Buy for 300 tokens
Уважаемые читатели, друзья, коллеги! Уникальному железнодорожному порталу «Веб-энциклопедия Транссиба» для дальнейшего развития требуется глобальная реконструкция. Если не вдохнуть в проект новую жизнь, то он может умереть :( О проекте Transsib.Ru Сайт TRANSSIB.RU – это некоммерческий проект,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 56 comments