Перископ из глубин Тихого океана ([info]periskop) wrote,
@ 2007-09-02 17:17:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:Сталинград, архив, фото

Калач-на-Дону
В эти дни начала сентября, в 1942 году - 65 лет назад, погиб мой дед Василий Сергеевич, воевавший на Юго-Восточном фронте под Сталинградом. В прошлом году в рамках своей сталинградской поездки 22 августа я посетил те места, где это произошло.
Есть там такой городок – Калач-на-Дону. Он недалеко - 80 км от Сталинграда. Калач стоял как на острие немецкого генерального наступления лета 42-го, так и советского наступления ноября этого же года, приведшему к окружению 6-й армии вермахта – так уж он был расположен, в малой излучине Дона.

Поездка в Калач вышла несколько сумбурной и довольно спонтанной. Отсутствие знаний о тамошней местности привело к тому, что я не посетил пригород Пятиморск, в котором расположены западные шлюзы Волго-Дона и памятник «Встреча фронтов в ноябре 1942-го» (так что надо ехать когда-то в те края снова...). Также я не осмотрел мост через Дон - северней города. И ещё, стояла страшная жара, в тени +33, которая не дала хорошо побродить там. Но, тем не менее, общее впечатление о городе было составлено, каковым и хочу с вами поделиться.
Прогулку я не стал делить на два поста – военный и путешественнический, поэтому снимков под катом много, на 3,5 мегабайта.



Надо сказать, что Юг России знаю я плохо и вообще мир степных казацких городков мне ментально непривычен. Вот в северных и сибирских городках я чувствую себя как рыба в воде, а в классической русской зоне Средней полосы - тем более. Поэтому поехал я в Калач медленным поездом с вокзала, а не быстрой маршруткой, дабы более неспешно обозреть и окружающую местность.
Ветка на Суровикино – Морозовск, по которой шел пригородный до отворота на Калач, была для меня в какой-то степени еще и историей фамилии – так как моя бабушка Аграфена Степановна, жена Василия Сергеевича, именно по ней эвакуировалась в начале июля 1942-го, с 10-летней дочкой и годовалым сыном (будущим моим отцом) из района Ростова на Кузбасс в Прокопьевск, где жил её отец, мой прадед. Они тогда уцелели чудом, попав дважды под бомбёжку на своём эшелоне, как мне рассказывала бабушка. Но успели, переправившись паромом через Волгу северней целого ещё Сталинграда – немцы очень быстро перерезали эту линию.

Вот вы видите на снимке характерные «балки» (овраги) в степи, вдалеке – река Дон. Степь к концу августа уже конкретно выжжена и имеет коричневый оттенок.
Это уже мы повернули с основной линии на боковую, к Калачу.


Линия железки подошла поближе к Дону – мы приближаемся к Калачу.


Когда я высадился на конечной станции, приехав в Калач, то естественно, пошёл вначале к Дону – посмотреть советско-немецкую линию противостояния в середине августа 1942. Немцы стояли на западной стороне Дона (возвышенной), а Юго-Восточный фронт – в низине, где и сам Калач расположен. Должно быть, с тех холмов местность напротив просматривалась отлично...


Прошёл вдоль реки, посмотрев этот и тот берег. Как видите, кое-где на том берегу были вообще высокие холмы с резко спускающимися вниз обрывами, так что артиллерия вермахта могла довольно хорошо просматривать и подавлять противостоящие ей на этом берегу советские войска, имея преимущество на местности.


Вот кусок карты тех сражений. Еще 17 августа фронт был около Калача, а к 31 августа он переместился уже к обводам Сталинграда (а на севере – вообще проходил по Волге). При прорывах вермахта какие-то части оставались в тылу, и потом уничтожались подходящими пехотными соединениями. Вот так и в районе Калача, дивизия или полторы не успели уйти к Сталинграду, как были блокированы моторизованными частями, а потом и уничтожены, в начале сентября. Оказался там и мой дед, недавний выпускник Краснодарского горного техникума, а потому ставший при мобилизации и прибытии на фронт старшиной роты. В той блокированной дивизии...


А я стал осматривать город.
Сперва посмотрел бывший речной вокзал, где когда-то кипела жизнь, а сейчас он стоял забытый и тихий...


Зашёл внутрь. Всё открыто и нереально тихо. Обстановка такая, как будто и не было ещё никаких 90-х годов.


Трибуна с гербом СССР и пальмой в кадке смотрелись в этой тишине тоже нереально.


Затем пошёл от берега Дона в город. Прошёл через районную больницу, которая при немцах была три месяца концлагерем для военнопленных (о чем свидетельствовал памятник расстрелянным). Довольно мрачное место, унылые одноэтажки, с отрицательной энергетикой, которую я сразу же почувствовал; после чего углубился на улицы города.
Улицы в разных местах перепоясывали вот такие трубы, очевидно газовые.


Центральная площадь Калача, администрация района. Тоже нереально тихо для центра – или я бы сказал так, лениво и сонно. Какая-то сонная нега чувствовалась во всём вокруг и обволакивала и меня. Непривычными были для меня вот эти огромные тополя.
Кроме того, наступала жара...


Напротив администрации располагались плакаты с трибунами.


...и конечно же, неизменный дедушка Ленин. Тут он был коричневым, в тон выжженной степи, окружающей Калач.


Между Лениным и трибунами вглубь большого сквера вела аллея Славы, и я пошёл по ней.


Почетными гражданами Калача были весьма уважаемые и известные военачальники.


Мемориал павшим был отмечен печатью какой-то печальной заброшенности.


...а Вечный Огонь был потушен.
В общем, поглядев мемориал и его окрестности, я был несколько расстроен печатью какой-то общей заброшенности, унылости.


Потом перешёл улицу, покинул сквер и стал смотреть город.
Фасад средней школы.


Тётеньки укладывают у школы плитку.


Биржа такси (стоят они тут очень дешево).


Пару раз встретил на стенах вот такое обьявление. Судя по всему, слово «московская» в этих краях изначально придаёт мероприятию некую дополнительную солидность :)


Местный театр.


Не знаю, как в Калаче обстояло дело с военными разрушениями, но добротные дома царской постройки попадались мне несколько раз.


Цирюльня (написано почему-то через i).


А вот так местные жители спасаются от жары, отражая её обратно. Честное слово, я их понимаю – жара тут и правда весьма тяжела...


Дома тут совершенно другие, нежели в Сибири. Во-первых, не деревянные в массе своей, а с каменной кладкой, или иногда просто обшитые доской; а во-вторых – отсутствуют палисадники, выходящие к улице.


Кое-где на улицах развешены плакаты с фамилиями участковых милиционеров.


Бюст маршалу Жукову (видимо, установленный не так давно).


Танк Т-34 недалеко от местного сельхозучилища.


Рядышком находится местный рынок, так я, поразмыслив, купил вместо сока (который везде был предательски тёплый) на питье арбуз, благо он тут был дешевый (2 руб./кг). Это оказалось хорошим и недорогим решением, около 15 руб., тем более что взял я его из-под навеса, не очень нагретый.


Раздумывая, где его поесть, я зашёл во двор сельхозучилища и пристроился в тени комбайна, на какой-то сеялке. Разрезав пополам, я поел первую половинку из середины, однако минут через пять у арбуза начали виться осы – сперва одна, потом три, потом ещё парочка. Это соседство оказалось крайне некомфортно, поэтому я поступил так – выев серединку у первой половинки, отдал её осам, отодвинув немного подальше от себя, а вторую половинку начал резать и есть. Осы приняли этот уговор и больше мне не мешали, удовлетворившись отданным.


Кстати, полноценно поесть в кафе удалось мне всего за 63 руб., причём тысяча, данная в качестве расчёта, вызвала несказанное удивление у официантки. «Кто же с тысячей поесть ходит?» - с искренним удивлением сказала она. «А какую сумму вы рекомендуете носить для этого?» - осведомился я. «Ну... сотню, может... вы же даже ничего не выпиваете». «Нет, увольте уж в такую жару что-то пить» - улыбнулся в ответ я.
* * *

Предыдущее о Волгограде: 1. Первые впечатления. От вокзала к Волге •• 2. Правильные арбузы •• 3. Общие наблюдения •• 4. Черпачок негатива •• 5. Вечерние виды •• 6. Архитектурная прогулка •• 7. Волго-Донский канал •• 8. Мамаев Курган •• 9. Вокруг Мамаева Кургана и музей Сталина •• 10. Панорама и музей Сталинградской битвы •• 11. Сталинградский Универмаг •• 12. Поход к Волге по следам вермахта •• 13. От Тракторного Завода к «Ударнику» •• 14. Следы боев-1942 на волгоградских домах



(Post a new comment)

Интересно!
[info]vatsons
2007-09-02 02:10 pm UTC (link)
Мой отец воевал в этих местах

(Reply to this)(Thread)

Re: Интересно!
[info]periskop
2007-09-02 03:26 pm UTC (link)
Там много народу воевало...

(Reply to this)(Parent)


[info]lord_k
2007-09-02 02:33 pm UTC (link)
Деду твоему - вечная память. Мой дед погиб под Севастополем в 1942 г.
Фотографии удивительные. Ощущение "затерянного мира" передано как нельзя лучше. У меня было схожее ощущение, когда в 2001 г. оказался в Усть-Каменогорске (Северный Казахстан). "Оттуда" была не только наглядная агитация ("Приобретайте облигации 3% государственного займа!"), но и еда в гостиничной столовке. И незабвенное меню, напечатанное на машинке, с вписанными от руки "нет", "нет" и "нет"... Эй, где эта машина времени?

(Reply to this)(Thread)


[info]periskop
2007-09-02 03:27 pm UTC (link)
Примерно так. Некое ощущение "затерянного мира", каковое меня догнало в этом году в Сретенске на Шилке. И в Калаче такое же было, только чуть менее сурово.

(Reply to this)(Parent)


[info]troitsa1
2007-09-02 02:42 pm UTC (link)
Путешествие в прошлое получилось. Спасибо. Пахнуло социализмом....:)
А, говорят, от покупки одного человека может рухнуть мировая экономика. Врут. Инерционность мира поразительна... И хорошо видна на примере таких городков.

(Reply to this)(Thread)


[info]periskop
2007-09-02 03:29 pm UTC (link)
Любая большая страна очень инерционна. Думаю, тут без исключений. Чехию какую-нибудь можно повернуть быстро, Россию - нет.

(Reply to this)(Parent)


[info]naperstianka
2007-09-02 04:10 pm UTC (link)
А для меня подобные местности и пейзажи очень родные)
Твоему деду - вечная память.

(Reply to this)(Thread)


[info]periskop
2007-09-02 05:25 pm UTC (link)
Я помню, что у тебя украинский городок со степью :)
А я вот выходец из таёжных мест.

(Reply to this)(Parent)


[info]6puragur
2007-09-02 05:04 pm UTC (link)
это не бюст, а торс Жукова! :о)
видимо, чтобы весь иконостас орденов поместился

(Reply to this)(Thread)


[info]periskop
2007-09-02 05:25 pm UTC (link)
Хорошо, если так важны терминологические тонкости, то будем считать так ;)

(Reply to this)(Parent)


[info]a_kyla
2007-09-02 05:09 pm UTC (link)
странные эти городки - попадаешь в них, как в другой мир

(Reply to this)(Thread)


[info]periskop
2007-09-02 05:26 pm UTC (link)
Тем не менее, они - часть огромной русской цивилизации.

(Reply to this)(Parent)


[info]voprak
2007-09-02 06:37 pm UTC (link)
Интересный репортаж.
"Мы возвращаем Вам истинную систему ценностей" - особенно порадовало.

(Reply to this)(Thread)


[info]periskop
2007-09-02 06:52 pm UTC (link)
Там вообще было много любопытного) я не всё вместил в формат поста.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]voprak
2007-09-02 06:57 pm UTC (link)
Отчего бы не вместить остальное любопытное в последующие серии.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]periskop
2007-09-02 07:30 pm UTC (link)
Основная причина непоявления - огромное количество материала по разным постам и недостаток времени. Сейчас я работаю над постами по городам Забайкалья, они и в russiantowns появятся (Чита, Петровский Завод, Сретенск, Нерчинск и т.д.). Это более редкие места, и я не так давно оттуда.
А потом пойдет Южный Урал.
В общем, на Калач один большой пост - и то хорошо :)

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]voprak
2007-09-02 07:37 pm UTC (link)
Ну тогда простительно :)
Интересно будет посмотреть на забайкальские города, особенно малые.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]periskop
2007-09-02 07:52 pm UTC (link)
Очень интересные места. Но начну я всё-таки с крупной Читы :)

(Reply to this)(Parent)


[info]paintervic
2007-09-02 07:17 pm UTC (link)
Спасибо за интересный рассказ. Там, среди почётных граждан увидел И.Плиева. - отец мой знал его хорошо - правда уже после войны, по службе в СКВО, Плиев был там командующим.

(Reply to this)(Thread)


[info]periskop
2007-09-02 07:27 pm UTC (link)
Ого как!
А вообще, Плиев весьма интересный человек с причудливой биографией. Особенно интересна его одиссея в операции "Анадырь" 1962 года.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]paintervic
2007-09-02 07:41 pm UTC (link)
Да, отец тепло о нём отзывался. А что за операция "Анадырь"? Я и не знаю ничего...

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]periskop
2007-09-02 07:51 pm UTC (link)
По иному - Карибский кризис. Или кубинский ракетный кризис.
Плиев там был командующим группой советских войск на Кубе в 1962.
Через Яндекс по этой теме много можно нарыть.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]paintervic
2007-09-02 08:14 pm UTC (link)
А, точно, как я мог забыть? Видать старый стал...

(Reply to this)(Parent)


[info]dima1989
2008-05-15 07:17 am UTC (link)
Плиев в том же 62-м подавил восстание в Новочеркасске.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]periskop
2008-05-15 07:21 am UTC (link)
Да. я в курсе. Поэтому я не зря сказал про причудливость биографии.

(Reply to this)(Parent)


[info]merry1978
2007-09-02 07:26 pm UTC (link)
Холмы красивые за Доном... хотя в контексте, конечно, несколько угрожающе воспринимаются.

Погашенный вечный огонь зацепил очень сильно. Я, конечно, не очень много езжу, но нигде еще не видела таких заброшенных памятников войны. Даже за братскими могилами в карельских лесах, у черта на куличках, и то ухаживают - и местные, и туристы... :(

(Reply to this)(Thread)


[info]periskop
2007-09-02 07:30 pm UTC (link)
Печальное это было зрелище. Особенно в памятных и известных местах Сталинградской битвы.

(Reply to this)(Parent)


[info]katuriks
2007-09-02 07:33 pm UTC (link)
Калач-на-Дону это не тот же самый город, что просто Калач?

(Reply to this)(Thread)


[info]periskop
2007-09-02 07:50 pm UTC (link)
Наверное, тот же самый...

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]paintervic
2007-09-02 08:20 pm UTC (link)
Их два Калача - один в Воронежской обл., а второй в Волгоградской, т.е. на-Дону

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]periskop
2007-09-03 07:36 am UTC (link)
А про второй-то Калач я и не знал...

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]volgarin
2007-09-04 02:32 pm UTC (link)
Воронежский Калач даже склоняется по-другому. Например у нас говорят Калачёвский район, а в Воронеже Калачеевский район. У нас Казаки живу, а в Воронеже украинцы и русские. Но Воронежский Калач больше и "культурнее", там много учебных заведений, народу больше, но наш сердцу милее.

(Reply to this)(Parent)


[info]smitrich
2007-09-02 09:48 pm UTC (link)
Пару лет назад проезжал Калач. Запомнилась нарядный указатель на столбе: "Центр решения проблем". И стрелка.

(Reply to this)(Thread)


[info]periskop
2007-09-03 07:37 am UTC (link)
Забавно) Не видел такой указатель)

(Reply to this)(Parent)


[info]dkphoto
2007-09-02 10:22 pm UTC (link)
У моего дедушки дядя в тех же краях погиб. Деталей, увы, не знаю... Вечная им всем память!..

Ощущение путешествия во времени от альбома осталось весьма стойкое. А вот тем, кто так танк покрасил, надо руки отрывать. И ведь не единожды наблюдал на броне подобный дикий колёр!.. :\

(Reply to this)(Thread)


[info]don_serhio
2007-09-03 05:35 am UTC (link)
Странное впечатление от города, чувство безнадежного уныния...

(Reply to this)(Parent)


[info]periskop
2007-09-03 07:38 am UTC (link)
Химический колер подобрали. Это да. И звёздочка на танке выцвела, почти не видно.

(Reply to this)(Parent)

из Калача
[info]o_g_o
2007-09-03 10:47 am UTC (link)
Сергей, у вас поразительная память! Больше года назад были в наших краях, и, наконец, выкроили время для написания столь важного для меня поста. И так все помнить!
Кстати, привет из Калача! Я сейчас именно здесь:)
Что я ожидал от вашего поста? Мнения, конечно. Объективного и, увы, нелицеприятного.
И вот оно как, грустно все.
Затерянность во времени, инерционность, газовые трубы, запущенность, неухоженность, далеко не казачье пресмыкание перед авторитетами - "московское" и т.п. Незамыленным взглядом это увидеть проще. Мы-то свыклись. Вы - увидели.
И ведь Калач один из лучших райцентров Волгоградской области. Все, что работало до перестройки, работает, строятся не только супермаркеты (и гипермаркет, даа, через 5 дней откроют), но и производство, например, сталелитейный завод. И, тем, не менее, гримасы провинциальности никуда не спрячешь...
О приезде в Пятиморск. Жду, только маякните:) Это мой родной поселок. У меня там карт-бланш на музейные и архивные материалы. Но руки не доходят. А при таком стимуле дойдут:) Можем и вместе что-нибудь написать.
О блохах, для чистоты текста. От Волгограда до Калача 80 км. Больница, которая при немцах была концлагерем - это не районная больница (в районке я именно сейчас и нахожусь:)), а линейная больница водников (так она называлась год назад). Сельхозучилище - это профтехучилище номер… тринадцать.
О температуре. Вам крепко повезло в прошлом году. В этом 22-го августа 33 градуса было в 9 часов вечера. Днем было 42. Вообще год - температурно уникальный. В прошлые выходные смотрел в гостях по ти-ви какой-то обширный прогноз "погоды в мире". Волгоград – самая жаркая точка планеты, оказывается. Вслед за нами следовали Афины и Ялта:)
Так что продолжаем бить рекорды.
О донской гряде. Вот такое завоевательное преимущество у западных народов перед восточными. Западные берега рек завсегда выше.
О посте. Спасибо вам! Это всего лишь второй пост о Калаче-на-Дону (кстати, Калачей - три) в ЖЖ. Первый я сейчас разыщу.

(Reply to this)(Thread)

Re: из Калача
[info]o_g_o
2007-09-03 11:23 am UTC (link)
здесь и виды Пятиморска есть:)
http://svoloch-ik.livejournal.com/381076.html

(Reply to this)(Parent)

Re: из Калача
[info]periskop
2007-09-03 12:43 pm UTC (link)
Ну не совсем грустно, но всё же обьективно. Меня зацепил вид центра, Аллеи Славы с погашенным Вечным огнём. И та больница, которая водников и которую я не выложил. Я бы, конечно, хотел, чтобы местная власть позаботилась об ухоженности центра, и тогда город производил бы на приезжих издалёка более веселое впечатление.
А приехать туда я ещё приеду - не в этом году, но всё равно (ну, и свистну, конечно заранее). Так уж вышло, что Калач теперь навсегда связан с историей моей фамилии...

(Reply to this)(Parent)


[info]volgarin
2007-09-04 02:13 pm UTC (link)
Я сам из Волгограда. Там по всей области сплошная депрессуха. Земледелием, животноводством особо не заработаешь, каждый третий год неурожай, т.е. зона рискованного земледелия. Волгоград, как преимущественно промышленный центр и подавно в дауне. Ехать некуда, дёргаться бесполезно, остаётся спиваться.
Самое замечательно в Калаче на Дону (есть ещё воронежский Калач) - природа. Мы ездили туда за маслятами по осени.
Поэтоу как можно было не посетить знаменитый мост через Дон и родникбьющий прямо возле дороги перед мостом!? Это же самая большая достопримечательность Калача на Дону. Да ещё чебаки (лещи) вяленые. Они там нереальных размеров ловятся. Там и фамилия самая распространённая Чебаков :-) В середине 90-х я вот те самые жёлтые трубы монтировал :-) насмотрелся на жизнь казачьих хуторов и станиц изрядно, вспоминать больно.

(Reply to this)(Thread)


[info]periskop
2007-09-04 05:19 pm UTC (link)
Вот теперь знаний о местности и крае побольше, так что следующий раз будет результативнее)

(Reply to this)(Parent)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…