Перископ из глубин Тихого океана (periskop) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop

  • Mood:

Вичуга, часть 1: Воскресенский храм и вокзал

На следующий день после осмотра Шуи наступила очередь другого направления от Иваново - на северо-восток. Железная дорога там идёт до Волги и у купеческой Кинешмы заканчивается тупиком. Тот тупик в позднесоветское время собирались сделать сквозным в ж/д смысле, но не срослось - и теперь на том месте автодорожный мост. А тупик так и остался концом пути на поезде.

Однако между Кинешмой и Иваново лежат ещё два городка. Один близкий - Родники, а второй подальше - Вичуга. Так вот, про второй город я до этой поездки и слыхом не слыхивал, как-то он оставался для меня совсем неизвестным. Даже названием. Но на него меня навёл bu33er и предложил совершить совместный автопробег именно туда и затем до Волги в Кинешме. Ладно, стал искать - что же это за такая Вичуга? И как увидел, что это родина маршала Василевского, сразу же решил - да, стоит! Поедем. И не прогадал - как оказалось, там много интересного. Да так, что пришлось делать две части.

Первая часть - бывшее село Тезино с высоченной колокольней (сейчас часть города) и ж/д вокзал Вичуги.



2. Из Иваново мы выехали затемно, примерно в 8.30. Середина декабря - самое тёмное время в году, поэтому свет был на вес золота. Родники мы проскочили, а к Вичуге стало постепенно рассветать. Увы, тотальная гололёдность, которая меня преследовала в предыдущий день в Шуе - никуда не делась, так что по-прежнему было тепло, сыро и очень скользко. На снимке - трасса из Иваново в Вичугу, которой мы и шли на северо-восток.


3. Герб у Вичуги представляет собой ремень, который собран в букву В. Просто и изящно.


4. И уже на подходе издалека виднеется ориентир - высоченная острая колокольня, 90 метров высотой. Напоминает издалека по конструкции Ивана Великого в Москве. Как потом оказалось, она и строилась по его мотивам. Но она чуть в стороне от столбовой дороги - чтобы подъехать непосредственно к храму, надо свернуть на деревенскую улицу.


5. И колокольня, и храм - непропорционально огромного размера для такой сельской местности, каким было село Тезино.


Как оказалось, такой большой масштаб - наследие сочетания трагической истории и капиталов текстильного фабриканта:

8 июня (26 мая по старому стилю) 1907 года 19-летняя младшая дочь И. А. Кокорева Лидия перед сном поправляла у иконы лампадку. Внезапно подул ветер из открытого окна, и от стоящих на столе свечей на девушке вспыхнула одежда. Ожоги были столь велики, что через пять дней она скончалась. 30 мая (12 июня) 1908 года в годовщину смерти Лидии была проведена торжественная закладка храма. Храм выполнен из красного кирпича без отделки, видимо, символизируя этим огонь. Строительство закончилось в 1911 году.

6. Вблизи масштаб реально потрясает! Возможно, это один из самых больших храмов в Центральной России вне столиц.


7. Причём он недавно отреставрирован и сейчас полностью в форме, так что мы приехали вовремя. Внутри храма висит справка с большим списком обид на Советскую власть, он успел послужить по назначению около 10 лет - однако храм не порушили. Тем не менее, прикинув масштаб реставрации, я немного удивился - откуда в такой глубокой провинции настолько серьёзные деньги? Но факт есть факт - громадный храм здесь восстановлен.


8. Улица, ведущая дальше, тоже очень даже зажиточная. Во всяком случае, все дома тут капитальные и в неплохом состоянии. При том, что это даже не облцентр, а всего лишь пригород райцентра в совсем небогатой области.


9. В окрестностях попадаются дома и с мезонинами и с украшениями. Не просто коробки, а с душою.


10. Вот, с мезонинчиком. Правда, тут уже забор повален и дом явно старый, дореволюционный. Потемнел от возраста.


11. Зато этот, напротив, как с картинки.


12. Подойдём поближе к храму. Он тоже перекликается с мотивами московского Успенского собора в Кремле, как и колокольня.


13. Воскресенский храм украшен майоликовыми панно громадного размера. Где-то я читал даже, что они самые большие в России по суммарной площади. Делали их в Абрамцево, в начале 1910-х.


14. Майолики тщательно отреставрированы и теперь сияют, как новенькие.


15. Вид ниже.


16. Правда, кое-где остались недоделанные фрагменты.


17. Ну что ж, заходим. В глубине полутьмы бокового придела вижу высоченного батюшку, и сразу же у него спрашиваю благословения сделать пару-тройку снимков. Край здесь доброжелательный, без злобы и строгостей, и он мне не отказывает.


18. Внутри тоже большое пространство - наверное, тысячи на полторы-две молящихся.


19. Вид вверх.


20. Наставление молящимся и посещающим, кому дозволяется сидеть во время служб.


21. Во дворе - небольшой некрополь. Самая заметная могила - Коновалова, возможно предка главных здешних фабрикантов.


22. Вид на храм с другой стороны. В общем, в Вичугу стоит заехать по пути в Кинешму даже ради него. Очень круто сделано.


23. Прежде, чем высадиться в центре города, едем на вокзал. Без осмотра вокзала город в посещенные не засчитывается, таков один из догматов перископизма!


24. "Богдан" навстречу. Много тут с Украины таких автобусов закупили, везде по области бегают.


25. А вот и вокзал, совмещённый с автостанцией с "городской" стороны. Еле-еле пробираемся по гололёдно-ямной дороге к нему.


26. Рядом стоит ТЦ "Железнодорожник". Вглядываюсь в лицо тепловоза, видя что-то до боли знакомое... Ах, и точно! Девочка-дизайнер (ТМ) не стала заморачиваться и взяла для вывески "машку" Литовских ж.д. с эмблемой Lietuvos Gelezinkeliai. В общем, литовским тепловозом, который ведёт экспортно-нефтяной состав в порты Прибалтики, иллюстрирует среднерусский торговый центр :)


27. Сам вокзал Вичуги не просто предельно унылый, но ещё и вусмерть засайдингованный, по провинциальной моде.


28. Вернувшись домой, стал искать, а как же вокзал выглядел в оригинале, раньше? А вот так. Тоже не фонтан, но хотя бы не так скучно-уныло, как сейчас.


29. Станция стоит на линии Иваново - Кинешма, упирающейся в Волгу. Линия старинная, была построена, если мне не изменяет память, ещё в 1870-71 гг. Сейчас довольно малодеятельная. Это - вид в сторону Иваново.


30. И вид в сторону Кинешмы. Накат на рельсах есть, но трафик тут явно небольшой.


31. Внутри вокзала тоже царство сайдинга и потолков со светильниками Армстронга. Ж/д касса тихая, зато активно работает автобусная. Есть кафе, удобно.


32. Из расписаний улыбнула реклама автобуса Шуя - Ялта, на который зазывают пассажиров и тут, в Вичуге. Здесь же - расписание рейсов Иваново - Аэропорты Москвы, которые ежедневны. Но и в Крым автобусы ходят и зимой, 2-3 раза в неделю. Видимо, спрос есть.


Теперь пойдём в центр города и будем смотреть его основные сущности.

Продолжение следует.
Tags: Вичуга, Российская Империя, авто, архитектура, железные дороги, идентичность
Subscribe

Posts from This Journal “архитектура” Tag

promo periskop april 13, 2016 11:03 109
Buy for 300 tokens
Уважаемые читатели, друзья, коллеги! Уникальному железнодорожному порталу «Веб-энциклопедия Транссиба» для дальнейшего развития требуется глобальная реконструкция. Если не вдохнуть в проект новую жизнь, то он может умереть :( О проекте Transsib.Ru Сайт TRANSSIB.RU – это некоммерческий проект,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →