Перископ из глубин Тихого океана (periskop) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop

  • Mood:

Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца

Окончание рассказа про эрмитажную выставку про 1917-й год.
Если в прошлой части №1 мы рассматривали главные политические события и артефакты, с ними связанные - то тут будут более прозаические материи. Т.е. не вся империя и не Петроград, а собственно Зимний дворец/ Эрмитаж. Как он пережил эти революционные катаклизмы? Был ли штурм и насколько его разгромили изнутри "банды анархистов"? Ну и в довесок - два маленьких зала.



2. Третий зал как раз и повествует о судьбе именно здания, а не всего Петрограда. Вначале там - традиционный уголок о конце Романовых в Екатеринбурге.


3. Где представлен уникальный экспонат - подлинник шифрованной телеграммы в СНК от Уральского облсовета с сообщением о расстреле царя и его семьи 17 июля 1918 года. Как видим по пометам на ней, она подана к отправке в 21 час московского времени 17-го числа, а принята несколько позже.


4. Ну а дальше собственно Романовы заканчиваются, и начинается большой раздел про Зимний дворец.


5. Так что было с Зимним дворцом во время и после штурма 25-26 октября? Как именно его громили и громили ли вообще?


Как мы видим, уже 9 ноября н.ст. - спустя сутки после штурма, ситуация полностью контролировалась новыми властями. Туда пришли музейщики и придворные фотографы и всё тщательно отсняли. Туда же сразу вселился нарком Луначарский и контролировал процесс, дабы не допустить утечки ценностей. То есть, анархически-неопределенное состояние дворца продолжалось несколько часов, потом всё взяли под контроль. Там же выставлены и те самые фото, которые были отсняты 27 октября ст.ст, или 9 ноября н.ст.

Что можно вывести из них? Собственно Эрмитажа - т.е. музейного хранилища картин - анархия не коснулась (напомню, что Эрмитаж тогда был пристроен к Зимнему, под ним не понимались площади именно Зимнего Дворца). И - самое главное! Разорению подверглись именно царские жилые покои, а не музейные территории соседнего здания - т.е. те помещения, которые раньше были резиденцией конкретно экс-императора и его ближней свиты. И то, что прямо в жилых комнатах висели уникальные картины, которые были доступны для услады только узкого круга придворных - вовсе не говорит в пользу тогдашнего положения вещей. Штурмующие, действительно, искали покои, где недавно жил ненавистный царь и вымещали свою злобу именно там.
Вот парочка фото с выставки, которые мне удалось переснять без бликов и искажений.

6. Раз. Парадная зала императорских покоев. Пух - от перин, которые разодрали штыками. Возможно, искали внутри ценности. Обратите внимание, что в личных покоях царской семьи висит известный шедевр Айвазовского. Т.е. он в принципе не был доступен для обзора не только широкой публики, но и сановников несколько ниже самого высшего уровня.


7. И два. Это уже именно жилая комната. Конечно, к моменту штурма там уже вряд ли кто жил (сами Романовы уже оказались в Тобольске), но это были императорские покои, и именно эти помещения искали штурмующие.


8. Часто, говоря о "погроме Зимнего", ссылаются вот на эту картину известного художника И.А. Владимирова, как на якобы исторический документ:


Но на самом деле это достаточно вольная фантазия "на тему". Дело в том, что Иван Владимиров был не просто чрезвычайно увлекающийся и эмоциональный человек (что простительно и понятно для творческой личности), но ещё и многократный перевертыш.

9. Вот, например, его призыв в апреле 1917-го снести все царские памятники, который он тиснул в "Петроградском листке":


Так с ним было и дальше. Октябрьский переворот он не принял и после победы большевиков некоторое время рисовал антисоветские картины - которые сейчас имеют большое хождение и популярны, как якобы "значимые исторические аргументы" - среди людей определенных убеждений. Однако осенью 1919-го И.А. Владимиров совершенно внезапно для его коллег перебегает на сторону красных (которые, по его мнению, берут верх над неудачливыми "белыми") и начинает рисовать картины противоположного направления, сохранив свой неподражаемый стиль. Затем он много лет славит Ленина-Сталина и Советскую власть в живописи и умирает в 1947-м в своей постели, маститым живописцем с многочисленными регалиями.
Вот такая история.

10. Вот ещё свидетельство эпохи: в Зимний пришли за "своими" реликвиями щирые украинцы - ссылаясь, очевидно, на этот декрет Наркомнаца. Их, понятно, им не выдали, они разобиделись и ворча, удалились - пообещав решить вопрос в их пользу.


11. А вот о чём я не знал - так это о том, что служители Зимнего Дворца имели собственную "имперскую" форму. Весьма солидную по стилю. Низшие чины носили один ряд орлов на обшлагах рукавов, средние - два:


12. А высшие чины Зимнего дворца носили большие орлы:


13. Затем идёт небольшой зал с выставкой революционной печати. Интересный, но я его почти не снимал.


14. Эротика начала 20-х:


15. Стиль той эпохи вообще очень узнаваем.


16. Плакатный стиль тоже. На фоне невзрачных плакатов белого движения эти, конечно же, производили на порядок более сильное впечатление.


17. Круглый зал тоже отдан под выставку книг и плакатов.


18. В целом, выставка сильная по содержанию. И оформлена на неплохом уровне.


Можно смело рекомендовать к посещению тем, кто любит реальную историю в документах и артефактах.
Tags: 1917, Питер, Российская Империя, живопись, соц-арт, уход в историю
Subscribe

Posts from This Journal “1917” Tag

promo centercigr ноябрь 10, 10:40 3
Buy for 310 tokens
Девочка стала жертвой обстрела Еленовки подразделениями ВСУ, которые проводились с завидной регулярностью, и нуждалась в срочной операции. Ранение было серьезным, осколок повредил позвоночник, в результате чего у Вики отнялись ноги. Вика приняла на себя основной удар, в определённый момент…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments