Перископ из глубин Тихого океана (periskop) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop

  • Mood:

Южно-Кавказский транзитный коридор открыт

Вчера произошло весьма серьёзное транспортно-железнодорожное событие: было наконец открыто прямое соединение Турции и Азербайджана через Грузию, т.н. проект BTK (Баку - Тбилиси - Карс, на латинице).

railwaygazette.com

Главный выгодоприобретатель - Азербайджан, он наконец разрывает ж/д изоляцию по направлению на Турцию. После падения СССР возможности прямого сообщения были утрачены, когда в результате армяно-азербайджанского конфликта и закрытия турецкой границы погранпереход Ахурян на границе в 1993 г. перестал работать. Грузия в новооткрытой линии стала транзитной страной: на азербайджанские деньги был реконструирован недействующий 153-км участок до Ахалкалаки (1520 мм), а Турция на своей территории построила 110-километровый обход Армении с выходом на Грузию (1435 мм). Колея разная, смена тележек будет на пограничной станции в Грузии. Сейчас планируемая пропускная способность новой линии - 6,5 млн.т. грузов и 1 млн. пассажиров/ год.


Фото с открытия, раз:

railwaygazette.com

и два:

railwaygazette.com

В церемонии принимали участие президенты Азербайджана Ильхам Алиев и Турции Реджеп Эрдоган, а также главы правительств Казахстана, Грузии и Узбекистана - Бакытжан Сагинтаев, Георгий Квирикашвили и Абдулла Арипов. Казахи и узбеки были приглашены потому, что планируется транзитный коридор с активным движением продлить на Казахстан - паромом через Каспий и далее на Узбекистан.

Под это дело также заказан новый тип спального вагона с раздвижными тележками от "Штадлера". Сделано 30 вагонов:

[...] Благодаря конструкции специальных тележек с раздвижными колесными парами, спальные вагоны, созданные для АЖД, могут эксплуатироваться как в странах СНГ, имеющих широкую колею в 1520 мм, так и на европейских дорогах со стандартной шириной пути (1435 мм). Недалеко от границы с Турцией в грузинском городке Ахалкалаки планируется размещение инфраструктуры для перестановки подвижного состава на другую колею для обеспечения эффективной работы международной линии Баку – Тбилиси – Карс - Стамбул. Тележки оборудованы системой регулируемых колесных пар RAFIL/DBAG типа V. Они совместимы с другими системами регулирования ширины колесных пар, используемыми на границах государств СНГ, что делает возможным использование аналогичного оборудования. Вагоны соответствуют европейскому габариту подвижного состава и приближения строений согласно требованиям «Международного союза железных дорог».

Поставленные 30 вагонов будут использованы АЖД для комплектации трех 10-вагонных составов. Заказ предусматривает поставку 27 спальных вагонов и 3 вагонов-ресторанов. Партия спальных вагонов будет включать 3 вагона первого класса (16 спальных мест, каждое купе оснащено индивидуальным санитарным узлом с туалетом и душем),18 вагонов второго класса (34 спальных мест, один туалет и одна душевая кабина), 3 смешанных вагона первого/второго класса (20 спальных мест, санузлы в купе первого класса и семейных купе), и 3 специальных вагона (с просторным купе для пассажиров с ограниченными физическими возможностями, четырьмя купе второго класса на 16 спальных мест, а также купе для начальника поезда). Каждый из трех вагонов-ресторанов рассчитан на 28 мест. 10-вагонный поезд, таким образом, располагает 257 спальными местами. Каждый вагон оборудован вакуумным туалетом с закрытой системой и резервным электроснабжением с генератором, обеспечивающим 24-часовую работу на полную мощность. Все вагоны полностью обеспечены климат-контролем с резервирующей системой кондиционирования воздуха.


(railwayz.info, там же - фото вагонов)

* * *
Насколько будет интенсивно грузовое сообщение, пока неясно. Но прямая связь Азербайджан - Турция, конечно, будет востребована - как минимум локально. Также про это пишут всякие грандиозные прожекты (как обычно про новые транспортные коридоры) - что груз миллионами тонн массированно пойдёт на Китай через тоннель Мармарай в Стамбуле и прочие красивые истории. Однако Мармарай - это не грузовой транзитный коридор, а пригородно-пассажирский тоннель, заточенный на решение проблем мегаполиса. Поэтому пока Турция не задействует ж/д колею на пущенном не так давно третьем мосту через Босфор - эти планы останутся красивыми сказками для инвесторов, посетителей транспортных выставок и доверчивых публицистов. По состоянию на октябрь 2016 г. на серединном сегменте босфорского моста ж/д колея ещё уложена не была, хотя место зарезервировано. Как там сейчас и продвинулись ли работы, не знаю. Также, для этого надо строить подходы к мосту и усиливать магистральную трассу на Карс.

И, на десерт, карты. Первая, от railwaygazette.com, наглядно показывает, какой участок построили и реконструировали и где был старый советско-турецкий коридор, сейчас разорванный и неработающий (через Армению).


Вторая показывает всю новую трассу.


В общем, примерно к лету 2018 г. будет понятно, насколько активно заработала эта трасса.
Пока сложно судить.
Tags: Азербайджан, Грузия, Турция, анализ, железные дороги, инфраструктура
Subscribe

Posts from This Journal “железные дороги” Tag

promo periskop апрель 13, 2016 11:03 109
Buy for 300 tokens
Уважаемые читатели, друзья, коллеги! Уникальному железнодорожному порталу «Веб-энциклопедия Транссиба» для дальнейшего развития требуется глобальная реконструкция. Если не вдохнуть в проект новую жизнь, то он может умереть :( О проекте Transsib.Ru Сайт TRANSSIB.RU – это некоммерческий проект,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 103 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →