Перископ из глубин Тихого океана (periskop) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop

  • Mood:

На поезде через Сахалин в Японию?

Ещё интересно, что на этом осеннем ВЭФе во Владивостоке снова всплыл мега-проект моста/тоннеля на Сахалин.
Даже г-н Дракон его анонсировал лично:

ВЛАДИВОСТОК, 7 сентября. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин предложил реализовать проект транспортного соединения островов Сахалина и Хоккайдо. "Мы планируем мост построить на Сахалин, выйти потом, соединить Сахалин и Хоккайдо - это вещи абсолютно планетарного характера", - заявил он на пленарном заседании Восточного экономического форума (ВЭФ).

Правда, в речах госдеятелей более низкого уровня, чем Путин, он уже осторожно именуется "транспортным переходом" - так как никому не понятно - будет ли это мост или тоннель, будет ли он автомобильным, железнодорожным или смешанно-интегрированным. Поэтому стараются не конкретизировать - пока это отдалённый во времени прожект. Обычно такие красивые мега-обещания даются на форумах, саммитах или конференциях высшего уровня. Которые совсем не обязательно выполнять - но зато они красиво и перспективно выглядят в речах.
Вот, послушайте обтекаемые фразы главы Минтранса. Особое внимание обратите на выделенный абзац - "в рамках следующего бюджетного цикла" и "...мы будем уже закладывать как бюджетные, так и внебюджетные...". Ну и неконкретное "может быть", вместо "...будем строить, на это предварительно заложены финансы".


[...] Объем инвестиций в создание транспортного перехода с материка на Сахалин может составить около 500 млрд рублей, заявил в ходе Восточного экономического форума (ВЭФ) глава Минтранса РФ Максим Соколов. По его словам, это общий объем финансирования в соответствии с предварительным технико-экономическим обоснованием в ценах базового 2013 года.

«В рамках следующего бюджетного цикла, разработки федеральной целевой программы, госпрограммы развития транспортной системы на следующее десятилетие мы будем уже закладывать как бюджетные, так и внебюджетные — за счет инвестиционной программы РЖД — источники для реализации этого проекта», — сказал Соколов, добавив, что проект может быть реализован уже в первой половине следующего десятилетия.

По предварительной оценке, мост на Сахалин может быть расположен в районе пролива Невельского — самого короткого перешейка между материком и островом длиной 7 км. Однако дополнительно потребуется построить подъездные пути от Комсомольска-на-Амуре и до станции на территории Сахалина длиной более 500 км. Расходы на прилегающую инфраструктуру рискуют стать самой затратной частью проекта. Всего три месяца назад президент России Владимир Путин в ходе прямой линии заявил, что стоимость самого моста на Сахалин, по предварительным оценкам, должна быть даже ниже, чем у Керченского моста — порядка 200 млрд рублей.

Кроме того, на сессии ВЭФ первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов заявил, что Россия предложила Японии строительство автомобильно-железнодорожного перехода от Хоккайдо до южной части Сахалина. Два года назад эта идея была последним мегапроектом, который анонсировал бывший президент РЖД Владимир Якунин незадолго до своей отставки. По мнению Шувалова, он даст России возможность дополнительно использовать свою железнодорожную инфраструктуру и одновременно «сделает Японию континентальной державой».

(отседова)

Все это означает, что по состоянию на сейчас это проект-фантазия, проект-плывун, проект-грёза. Под ним конкретно сейчас нет никакого серьёзного обоснования и никаких финансов. Верить, конечно, в сказки хорошо и полезно (это даёт поступление эндорфинов в организм и хорошее настроение, а также неплохой гонорар для публицистов) - но мы-то с вами уже учёные недостроенным мостом через Амур в ЕАО. Когда государство строит что-то реально и не на словах - то оно бьет копытом, высекает искры из гранитной мостовой и собирает все ресурсы воедино (см. эпопею Керченского моста).

А вот досье ТАСС:

(сталинский проект, версия ТАСС. В реале было проведено значительно больше работ. Вот тут есть больше информации про проект 506/507)

Сталинская стройка №506/507, которая осуществлялась в 1950-53 гг.

[...] В 1945 году по итогам Второй мировой войны СССР вернул контроль над всем Сахалином. В 1949 году председатель Совета министров СССР, глава ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин принял решение о строительстве железнодорожного тоннеля на остров. 5 мая 1950 года было подписано секретное постановление Совета министров СССР "О строительстве железной дороги Комсомольск - Победино на Сахалине, тоннельного перехода и паромной переправы через Татарский пролив". Планировалось, что тоннель пройдет под мысом Невельского и будет иметь длину 12,9 км. Предполагалось строительство подъездных путей на Сахалине (327 км) и от Комсомольска-на-Амуре (порядка 400 км).

Проектирование и подготовительные строительные работы начались в апреле 1950 года. На них трудились условно-досрочно освобожденные заключенные ГУЛАГа, а также вольнонаемные специалисты. К началу 1953 года на стройке работали 3,7 тыс. человек. В Хабаровском крае были построены 120 км путей до станции Черный Мыс (разобрана в начале 2010-х годов), созданы шахтные стволы для прокладки тоннеля. После смерти Сталина 5 марта 1953 года строительство было остановлено из-за массовой амнистии: почти все рабочие, бывшие заключенные, воспользовались правом уехать домой. С тех пор стройка не возобновлялась


Примечание (от periskop): стройка остановилась не из-за амнистии, как пишет ТАСС в досье, а по постановлению СМ СССР о прекращении проекта.

По воспоминаниям одного из молодых инженеров Ю. А. Кошелева (недавнего выпускника МИИТ 1951 года, присланного по распределению на эту стройку, руководившего строительством первой шахты до оси тоннеля), ситуация сложилась такая:

"В декабре 1951 года я окончил МИИТ. Меня направили на работу в Строительство № 6 МПС на остров Сахалин… Контингент строителей был сложный. Основную массу составляли досрочно освобождённые. Им также платили зарплату в зависимости от выработки, но строго в положенный срок. Единственное, чем отличались от тех, кто приехал сюда с воли, — это тем, что давали подписку о невыезде. На нашем объекте из пяти мастеров трое были из досрочно освобождённых… Меня назначили мастером основных работ. Дали в подчинение двенадцать бригад. Нам было поручено соорудить на берегу моря ствол шахты диаметром восемь с половиной метров и глубиной порядка восьмидесяти. А когда закончим, предлагалось сделать рассечки и начинать проходку тоннеля. Проходку первой шахты мы закончили в феврале 1953 года…

Весной 1953 года умер Сталин. А спустя некоторое время стройку закрыли. Не свернули, не законсервировали, а именно закрыли. Вчера ещё работали, а сегодня сказали: «Всё, больше не надо». Проходку тоннеля мы так и не начинали. Хотя для этой работы всё имелось: материалы, оборудование, техника и хорошие квалифицированные специалисты и рабочие. Многие утверждают, что крест на тоннеле поставила последовавшая после похорон Сталина амнистия — продолжить стройку было практически некому. Это неправда. Из наших восьми тысяч досрочно освобождённых уехало не более двух сотен. А остальные восемь месяцев дожидались приказа о возобновлении строительства. Мы об этом писали в Москву, просили и умоляли. Я считаю прекращение строительства тоннеля какой-то дикой, нелепой ошибкой. Ведь в тоннель были вложены миллиарды рублей народных денег, годы отчаянного труда. И самое главное — тоннель действительно необходим стране…
"

(постсоветские проекты и обещания)

[...] Предложения о строительстве тоннеля или моста на Сахалин снова начали подниматься после распада СССР. В 2001 году правительство утвердило Федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)". В исходной редакции она предусматривала строительство "железнодорожной линии, соединяющей о. Сахалин с материком (507 км), для освоения грузопотока в размере 5-7 млн т в год с возможным ростом в перспективе до 20 млн т". В 2006 году эта линия была исключена из программы принятыми поправками.

В 2008 году переход на Сахалин был включен в Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года (утверждена распоряжением правительства от 17 июня 2008 года). Решение о строительстве до сих пор не принято. Однако эта инициатива неоднократно обсуждалась на совещании межведомственных рабочих групп с участием профильных федеральных министерств, администраций Сахалинской обл. и Хабаровского края, а также ОАО "РЖД".

В настоящее время приоритетным является проект железнодорожного моста через пролив Невельского, однако рассматриваются проекты тоннеля или дамбы. Всего длина железнодорожной связи должна составить 580 км: она начнется от станции Селихино близ Комсомольска-на-Амуре до поселка Ныш на северо-востоке Сахалина.

В феврале 2017 года в ходе Российского инвестиционного форума в Сочи спецпредставитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов сообщил, что при условии строительства моста через пролив Невельского возможно начало обсуждения строительства тоннеля между Сахалином и островом Хоккайдо. Он может обеспечить в будущем железнодорожную связь с Японией.

15 июня 2017 года в ходе прямой линии Путин заявил о том, что "планы моста на Сахалин реанимируются". По словам главы государства, стоимость моста будет ниже, чем перехода через Керченский пролив, но вместо него возможно строительство тоннеля. Решение о начале стройки пока не принято. Путин также отметил, что, по предварительным расчетам, стоимость моста может составить 286 млрд руб. без учета стоимости работ по строительству подъездных путей на острове и в Хабаровском крае.


* * *
Словом, пока что проект на уровне красивой сказки, без серьёзной подоплёки.
Что ж, будем верить и надеяться ;)
Tags: Дальний Восток, Сахалин, Советский Союз, авто, ахтунг, железные дороги, инфраструктура, напёрсток, уход в историю
Subscribe

Posts from This Journal “Дальний Восток” Tag

promo periskop april 13, 2016 11:03 108
Buy for 300 tokens
Уважаемые читатели, друзья, коллеги! Уникальному железнодорожному порталу «Веб-энциклопедия Транссиба» для дальнейшего развития требуется глобальная реконструкция. Если не вдохнуть в проект новую жизнь, то он может умереть :( О проекте Transsib.Ru Сайт TRANSSIB.RU – это некоммерческий проект,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 144 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →