Перископ из глубин Тихого океана (periskop) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop

  • Mood:

Жемчужина в ожерелье невских мостов. Мост Петра Великого и его разводка

Если обозревать все большие мосты в Питере, то среди них есть два наиболее необычных.
Первый - Троицкий. Наследие давней дружбы с Францией и воплощение изящества; мост-совершенство, открытый всем ветрам. Когда едёшь по нему, то перед тобою открываются картиночные виды в обе стороны. Возможно, он в видовом плане расположен выгоднее всех своих собратьев. Налево - виды на Стрелку ВО, на Заячий остров с Петропавловской крепостью, на Зимний и далёкие краны Большого порта. Направо - устье Фонтанки, "Аврора" с Петроградской набережной, Литейный мост и обширная гладь акватории перед ним. Но его я уже развёл 9 июля 2016 года.

Второй - Большеохтинский, или Петра Великого. Во многом он противоположность Троицкому. Если первый открыт во все стороны и пространственно вольготен, то второй - металлическая ажурная "труба", которая ревниво охраняет своё пространство. Кажется, что вольный питерский воздух со стороны Смольного туда заходит для того, чтобы запутаться во всех этих рационально-равномерных сегментах металла и испуганно выскочить раздробленными кусочками в рабочих окраинах Охты. Впечатление довершают две мрачных высоких башни "рыцарского" вида посреди моста, которые сторожат прохождение воздуха и не дают ему особо вольничать. С видами тут тоже построже: правый берег - производственно-жилая Охта, левый - рабочие пространства Синопской набережной и только к северу вид скрашивает красавец Смольный собор.

Когда-то, в далёком 1988 году во время моего второго визита в Ленинград, я совершенно случайно увидел этот харизматический мост в ходе поездок по городу и страшно поразился тому, что он не был нигде описан в тогдашних стандартных путеводителях. Нет, про него (наверное) писали в более подробных фолиантах, но в обычном атласе "СПб для туриста" не было ни одной картинки! А ведь он, возможно, самый красивый из всех... С тех пор во мне поселилось желание хоть когда-нибудь подняться на эти "рыцарские" башенки и увидеть своими глазами виды оттуда. И вот, в ночь с 8 на 9 июля моя мечта осуществилась: я оказался в самом чреве этого моста и принял участие в его разводке. Было вопросом принципа туда попасть, в рамках проекта spbblog и "Мостотреста" СПб - и это, к счастию, удалось.



2. И вот, около часа ночи 9 июля я иду по этому мосту, на волнующую встречу с его недрами и внутренностями. Впереди маячит та самая башенка, которая радикально отличает мост от всех остальных и придает ему своеобразие. Их две - вторая просто не видна сейчас.


Коротко о фактологии (глубоко погружаться не будем, ибо всё это подробно описано, и кому надо - почитает).

[...] Мост трёхпролётный, металлический, центральный пролёт — разводной. В башнях, выполненных в виде маяков, находятся механизмы, управляющие разводом моста. По внешнему облику мост имеет небольшое сходство с построенным ранее Тауэрским мостом в Лондоне. Металлоконструкции моста весят 8920 тонн; из них масса противовесов разводного пролёта составляет 1065 тонн.

Закладка моста произошла 27 июня (10 июля) 1909 года. Руководитель строительства - Г. Г. Кривошеин. Подрядчиком работ была назначена малоизвестная варшавская фирма, а изготовителем разводного пролёта с механизмом стал Петербургский Металлический завод. 26 октября 1911 года мост был открыт. После революции мост переименован сначала в Большеохтенский, затем в 1956 году в соответствии с новыми правилами орфографии в Большеохтинский. Первые ремонтные работы благодаря высокому качеству строительства потребовались только в 1971 году.


В 2005 году по мосту перестал ходить трамвай (в ходе большого матвиенковского трамвайного погрома), а в 2010-м - окончательно сняли рельсы на правый берег. Так что сейчас мост троллейбусно-автомобильный.

3. К северу на левом берегу хорошо виден ярко подсвеченный Смольный собор. Белые ночи уже сходят на нет, так что контраст собора и его тёмных окрестностей очень велик.


4. В обеих башнях - стилизованные под их облик не менее харизматичные по виду двери. По их нарочито старинному виду тоже кажется: вот сейчас зайду внутрь, а там котлы с кипящей смолой, которые варят защитники крепости для отражения атаки :)


5. По обеим сторонам от дверей - 4 разных металлических таблички, которые были восстановлены в ходе реконструкции моста начала 1990-х. Вот две из них, которые у левобережной башни. Во-первых, тут интересно то, что основные пролёты делали в Царстве Польском, в Варшаве. А во-вторых, я неожиданно приметил хорошо знакомую для меня фамилию: Григорий Передерий. Да, тот самый Передерий, который строил левобережную эстакаду Амурского моста на Транссибе (см. фото №34 в этом посте). Удивительная встреча! Значит, он и тут отметился.


6. Вот фото 1909 года, инженер путей сообщения Г.П. Передерий тут второй слева. Но на Амур он уедет через некоторое время после окончания строительства этого моста.


7. Ну что же, теперь пора идти внутрь. Если открыть ту самую массивную дверь в башню, то там, конечно же, не варят никакую кипящую смолу: все уровни башни подчинены технологии. Сейчас мы спускаемся вниз, от уровня проезжей части.


8. На уровне -1 расположено помещение с приборами контроля и масляными насосами, которые подают масло в цилиндры разводных механизмов моста.


9. Манометры, показывающие давление в магистралях.


10. Можно спуститься и ещё ниже, на уровень -2.


11. Там - машинное отделение: электродвигатели, приводящие в движение масляные насосы. Это самая нижняя технически часть.


12. Возвращаюсь назад, и помощник начальника смены открывает дверь вбок, вот этим архаичным ключом, который здесь с 1971 года, с момента реконструкции механизма.


13. Пара цилиндров механизма подьёма крыльев моста. Всего их 16 на мосту - по 8 с каждой стороны.


14. Дальше боковой ход ведёт на галерею под проезжей частью. Выходим на воздух?


15. Вид на уровне -1. Очень гулкие звуки: машины, переваливающиеся через края разводных пролетов, чувствуются громко и даже с некоторой вибрацией. Нужно некоторое время, чтобы привыкнуть к этому состоянию.


16. Захожу под мост. Здесь обустроено помещение мастерской и расположена центральная группа цилиндров. Массивная металлическая стена слева - это конструкции противовесов, который после разводки уйдут вниз. Но пока мост сведён.


17. Есть возможность выйти и на северную галерею, где открывается вид на Смольный собор.


18. Ладно, до сакрального момента остаётся 5 минут, поднимаемся в пункт управления мостом. Юрий Владимирович Елистратов, начальник смены Большеохтинского моста, рассказывает нам о процессе управления и о его нюансах. В принципе, всё похоже на Троицкий, с тем изменением, что тут два крыла и все механизмы в башнях, отчего второй мастер должен быть на другом берегу во второй башне, контролировать механизмы там.


19. Вид на темный Питер через мутные стёкла башни. Увы, открытой галереи под разводным пролётом тут нет, конструкция по планировке совершенно иная.


20. Управление судопропускной сигнализацией.


21. На разводке "инженерная" часть нашей группы побежала вниз, к противовесам, а "визуалы" побежали на башню или вышли смотреть процесс с балкона у двери. Я присоединился к первым: потому что именно это и не увидишь в ином случае. Здесь вы видите, что металлическая стена с кадра №16 ушла вниз, и стало свободно. Зато стал виден кусочек проезжей части разводного пролёта.


22. Во-о-о-н туда противовес ушёл, в самый низ. Я снимал этот процесс на видео, выложу попозже.


23. Разводной пролёт можно легко потрогать (что и делает Руслан unis).


24. Теперь - следующий этап. Надо подняться на уровень +4 башни. Полезли вверх, винтовыми лесенками.


25. Уровень +3.


26. Вид вниз. Галогенные лампы тут светили настолько странным спектром, что мне пришлось перевести кадры в ч/б, ибо камера не понимала, как этот спектр обработать :)


27. И вот я на самом верху башни!


28. Заострённая крыша башни каменная, но внутри имеет металлический каркас с деревянной обшивкой.


Ну что ж. Теперь будем смотреть по сторонам - виды отсюда открываются реально уникальные!

29. Первый вид - в сторону левого берега и разводного пролёта. Высота башни - 23 м; следовательно, я смотрю примерно с высоты 20-21 м.


30. Можно посмотреть и выше по течению Невы, в сторону моста Ал. Невского. Сейчас идут суда из Ладоги.


31. Теперь - к северной грани башенки. Тут вид аккурат на наш, правобережный разводной пролёт, а далее - вниз по течению.


32. Ширина судоходного фарватера очень невелика. Представляю, какова должна быть квалификация судоводителей.


33. Между пролётами видна телебашня на Петроградке.


34. И вид вниз. Красотищща! :)


35. Теперь четвертая сторона - вид в сторону Охты. К сожалению, огни подсветки пролёта сильно засвечивают кадр, а в реале была очень хорошо видна разгорающаяся на востоке заря нового дня.


36. Очаровательная tamacya в другом окошке башни. Как всё же круто, что мы здесь оказались! До сих пор с трудом верится.


37. В какой-то момент все толокшиеся в башне блогеры рассосались и спустились вниз, и мы с tivir, как самые стойкие, остались тут на наблюдательной точке и дождались погашения огней в 3.00. И как по волшебству, сразу всё поменялось. Всё! Всё стало иным.


38. И заря на востоке стала видимой намного лучше.


39. Спускаемся вниз, в центр управления. Скоро уже и наводка моста, заявка на проход судов почти исполнена.


40. Экран состояния моста, крупно. Обратите внимание: официально мост называется "Петра Великого".


41. Проход заключительного судна.


42. Всё, прошёл! Заявка исполнена. Уже рассвело, хотя и пасмурное утро сегодня.


43. Ну что ж... пора покидать эту гостеприимную башню.


44. Осталось 4 минуты до сведения.


45. И снова кто-то на конструкцих моста... ба, да это tamacya! :)


46. Всё, пролёты сводятся.


47. 3.55. Охрана моста убирает заграждения, водилы радостно ставят ноги на педали газа, в ожидании...


48. Вот и конец похода, 4.15 утра. Красавец мост снова в дневной работе!


PS. Моё видео 2014 года, когда я тестировал видеорегистратор.
Смотрите, как красиво тут ехать даже на машине!



PPS. Наиболее информативные посты коллег:
1. Unis - Как разводят Большеохтинский мост
2. Tivir - Мост Императора Петра Великого

Огромное спасибо СПБ ГБУ "Мостотрест" и сообществу Питерских блогеров spbblog за уникальную возможность посещения моста. Мечта исполнилась! :)
Tags: Нева, Питер, авто, инфраструктура
Subscribe

Posts from This Journal “инфраструктура” Tag

promo periskop april 13, 2016 11:03 109
Buy for 300 tokens
Уважаемые читатели, друзья, коллеги! Уникальному железнодорожному порталу «Веб-энциклопедия Транссиба» для дальнейшего развития требуется глобальная реконструкция. Если не вдохнуть в проект новую жизнь, то он может умереть :( О проекте Transsib.Ru Сайт TRANSSIB.RU – это некоммерческий проект,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →