Перископ из глубин Тихого океана (periskop) wrote,
Перископ из глубин Тихого океана
periskop

  • Mood:

Морской трудяга "Петропавловск"

Вчера с камчадалами в фб-сообществе вспоминали трудягу "Петропавловска". Был такой теплоход из скромной гдр-овской серии "Михаил Калинин" - небольшой, всего 4900 т и на 300 человек пассажиров. Приписан был к КМП и ходил со старого Морвокзала на Усть-Камчатск, Усть-Хайрюзово, на Курилы и ещё куда-то, в паре с "Николаевском". На нём часто проводились однодневные круизы в б. Русскую, помню их школьником. В 1993 году продан, сгинул навсегда и порезан за рубежом где-то в Панаме (?).


Так вот, земляки поделились интересными историями про него.
Поскольку формат сообщества камерный и клубный - ставлю без имен-фамилий.


* * *
Воспоминания, навеянные теплоходом «Петропавловск»

Почти тридцать лет назад, в 1988 году после окончания второго курса Дальрыбвтуза нас распределили по промысловым судам Базы океанического рыболовство на практику. Это была наша первая практика в море. После первого курса практики не было, потому как всех забрали в армию спецнабором, после летней сессии. И вот я с товарищем, Валерой Надиным, попадаю на БМРТ "Кизир".

Судно было ошвартовано у причала Холодильника, рядом с Морвокзалом. Экипаж готовился к выходу в рейс, получали снабжение. Судно отправлялось в промысловый рейс на Курилы, к острову Симушир на промысел кальмара. По судовой роли мы числились матросами - практикантами. Нас поселили в четырехместную каюту. Там жили два машиниста РМУ и мы два студента. Днем, после 14:00, отстояв в очереди, я купил шампанского. В одни руки давали пять бутылок. Вечером положил бутылочку шампанского в пакет, пошел снимать девчонок. Думаю, надо перед рейсом с кем ни будь познакомиться. Тогда популярные места для съёма были Сопка Любви, Бананка, Лаперузка, короче старый центр города.



Помню, уже смеркалось, когда я сидел на лавочке в парке перед морвокзалом. Вижу спускаются к морвокзалу две подружки. Слово за словом, разговорились. Они присели , покурили. Потом выпили шампанское. Короче, в одну из них я влюбляюсь по уши, она соответствовала моим идеалам, плюс ещё и возраст давал о себе знать, кровь кипела, фантазия буйствовала. Мысленно я уже вел её к алтарю. В общем я рассказал им, что завтра уходим в рейс на три месяца. А они говорят : "А мы тоже!" Выяснилось , что они работают стюардессами на теплоходе Петропавловск". Потом я проводил девчонок до трапа. Со своей "невестой" договорились переписываться, встретиться после рейса. Я ей много писем написал. Тогда письма были еще в моде. Времени было полно.

Мы как практиканты обязаны были только четыре часа отстоять вахту на руле, под руководством дипломированного специалиста, а остальное время предоставлены сами себе. Писали отчеты по практике, те же письма. Так как у нас еще не было ни одной рабочей специальности, в рыбзавод на обработку морепродуктов нас не брали, на промысловую палубу матросами тралвахты тем более. Наши соседи по каюте ставили бражку, а где-то там в глубине рыбо-мучного цеха они установили самогонный аппарат. С сахаром была напряжёнка, поэтому ребята набрали в судовом ларьке несколько ящиков конфет карамель. Пока они были на вахте, а нам студентам делать было нечего, мы сидели в каюте и разворачивали конфеты и кидали их в двадцатилитровую канистру вместо сахара. Технологию и пропорции я не запоминал, об этих деяниях в отчете мы естественно не упоминали. Тот рейс был примечателен еще и тем, что из тогда еще советского Севастополя в Тихоокеанскую экспедицию прибыл научный пароход. Он поочередно швартовался с каждым промысловым судном и проводил научные исследования в плане как ведет себя трал на разных глубинах, как работают траловые доски, как рыба заходит в трал. У них были глубоководные приборы.

В порт мы вернулись к осени. Теплоход "Петропавловск" стоял в порту. Я взлетел по трапу на борт судна, нашел её каюту. Она была дома. Каюта была её домом, поскольку была неместная. "Привет , привет, Как дела? Почему на письма не отвечала? А она искоса смотрит на меня и сообщает пренеприятнейшее для меня известие, что на днях выходит замуж. Это был удар в самое сердце. Я долго бродил по Ленинской, не замечая прохожих и моросящий дождь. К такому повороту событий я не был готов. Но этот случай меня закалил. Именно после этого случая я согласился с выражением бывалых моряков : "Весь мир бардак, все бабы бляди". И в следующие рейсы уходил никому ничего не обещая, и ни от кого ничего не требуя. Расставаться очень больно и грустно, и я заставил себя жить по правилу : " Чтобы никого не терять, надо никого не иметь". Вот такие у меня воспоминания глядя на теплоход "Петропавловск".



* * *
Интересный диалог:

(1) В 1976-1979 годах довелось ходить на теплоходах "Петропавловск" и "Николаевск" от Морвокзала вдоль западного побережья Камчатки до Ичи, Усть-Хайрюзова, Паланы, в места полевых работ. Были вполне комортабельными судами. Только пассажирам выгружаться приходилось в сетке на плашкоуты, поскольку в большинстве пунктов причалов просто не было. Думаю, что и сейчас они отсутствуют.

(2) Да, в Озерной всегда сетками выгружали, редко когда по трапу на плашкоут сходили, болтанка. А пирсы и причалы в таких посёлках строить экономически не выгодно, слишком затратно. Из-за отливов надо их строить очень длинные, далеко уходящие в море. А устья рек, постоянно подмывали бы прибрежные причальные котлованы. По этому плашкоуты. Так и они постоянно, заходя в устье реки шаркались о дно.

(1) Да, это так и было. Постоянно штормило. Летишь в сетке на плашкоут, не уверенныйй в благополучном приземлении на палубу. Неожиданно вспомнились эти эпизоды экспедиционной жизни.

* * *
Ещё, немного разных дополнений про этот теплоход:

[...] В 1964 ходили в Долину гейзеров. На ''Петропавловске'' дошли до Жупаново, там на рейде высадились и пешком до места. Пожелал бы каждому сходить в подобное путешествие. Память на всю жизнь.

[...] В 1985-м летом, мы с друзьями прошли на нем из Петропавловска в Тиличики. В том рейсе до Командор на нем путешествовал Евгений Евтушенко. Незабываемый рейс.

[...] А ещё они (с Николаевском) в Японию ходили на ремонт. Одни из первых японских машин на них привезли.

[...] Ходил Птр-Влад... Первый день на койке, остальные были супер.. Но количество тараканов было неимоверное на всех судах СССР.

[...] Как не помнить!!! Как-то уже обсуждали здесь. Я по круизам помню. Раз в круиз собрались, за воротами шторм. Вышли на рейд Авачинской, встали на яшку и так покруизились!!! Помню было в барах варенье из грецкого ореха

[...] Сменные экипажи приходили на нём, менялись прямо в районе промысла, ходил в Усть -Камчатск,будучи студентом Дальрыбвтуза для работы на рыбоперерабатывающем заводе - есть, что вспомнить))



Tags: Камчатка, Советский Союз, море, ретро, флот
Subscribe

Posts from This Journal “Камчатка” Tag

promo centercigr ноябрь 10, 10:40 3
Buy for 310 tokens
Девочка стала жертвой обстрела Еленовки подразделениями ВСУ, которые проводились с завидной регулярностью, и нуждалась в срочной операции. Ранение было серьезным, осколок повредил позвоночник, в результате чего у Вики отнялись ноги. Вика приняла на себя основной удар, в определённый момент…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments